Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

47 культура О П Е РА ра отец Василий отрядил музыкантам своего дьякона, и к завершению утрен- ней службы в колокола звонил уже ор- кестрант «Новой оперы». Дьякон собо- ра «ассистировал» музыканту и на по- казе спектакля. Не все из присутствую- щих сразу распознали, что колоколь- ный звон в опере настоящий – звук идёт сверху, с собора, а не от оркестра. И только когда дирижёр Дмитрий Во- лосников, следуя партитуре, стал всё чаще разворачиваться от оркестра к крошечной фигурке музыканта, мая- чившей вдалеке на колокольне, зрите- ли оценили высокопрофессиональную слаженность оркестра и бурно заапло- дировали. «Дистанционное» управле- ние одной из партий оркестра – что мо- жет быть удивительней? Говорят музыканты «Новая опера...» на нынешний день со- брала под своими сводами лучшие го- лоса России. И даже, по мнению музы- коведов и критиков, опережает в своих проектах знаменитый Большой театр. Солисты «Новой оперы...» молоды, не избалованы регалиями и на каждом спектакле выкладываются, как в по- следний раз. То же самое произошло и в Липецке. Меломаны и наши професси- ональные музыканты, присутствую- щие на спектакле, были приятно пора- жены слаженностью оркестра и хора, выверенностью и лаконичностью ком- позиционного рисунка спектакля. По словам профессиональной публики, удивило и пластическое решение: хор, который первое время казался статич- ным, настолько вписался в сдержанные декорации, что как бы стал их дополне- нием. Своими впечатлениями делится преподаватель Липецкого училища искусств по теоретическим предме- тамМария МИТРОФАНОВА: – Всем нам повезло услышать на ред- кость профессиональные голоса, уви- деть лаконичный и яркий спектакль – зрелищный, с высоким актёрским ма- стерством. Несколько лет назад я слу- шала оперу Мусоргского в постановке Большого театра. Опера демонстриро- валась во второй редакции – с польским актом и сценой под Кромами. Первая версия композитора, которую нам пред- ставила «…опера Евгения Колобова», значительно короче, без пышностей, и потому внимание слушателя целиком сосредоточено на драматичном образе царя Бориса. Все пели прекрасно, от сердца... И, конечно, для меломанов на- стоящим подарком стали великолепный звук и акустика – трудно было предпо- ложить, что можно обеспечить эти ка- чества на открытом пространстве... Рассказывает преподаватель Ли- пецкого училища искусств по вока- лу Анна БЫКОВСКАЯ: – Хор и оркестр у этого театра неверо- ятной высоты, редко где ещё такое услышишь. Особенно «запал» в душу Юродивый, – может оттого, что у него наиболее эффектная ария, знаменитая «нельзя молиться за царя-Ирода, Бого- родица не велит». Дмитрий Пьянов, ис- полнивший эту роль, создал яркий, пси- хологически продуманный образ. У него красивый «наполненный»тенор с «опор- ным» звукоизвлечением... Весь спек- такль прошёл с высоким эмоциональ- ным накалом, на едином дыхании. И ат- мосфера действа настолько совпала с природными явлениями, что даже му- рашки по коже... Стоит добавить, что проект под откры- тым небом обеспечил не только отлич- ную акустику, но и зрительскую массо- вость, ведь на оперу краем глаза могли взглянуть даже прохожие. Если вспом- нить, ещё сто лет назад опера была до- статочно демократичным жанром. По- хоже, время всеобщего просветитель- ства возвращается. О совести царёвой и народной В исторической опере Мусоргского прочно переплелись драма власти, ре- лигиозные искания и чаяния народа. И не случайно, наверное, на показе при- сутствовали священники: настоятель собора Василий Бельчук, намест- ник Свято-Успенского Липецкого мужского епархиального монасты- ря игумен Митрофан (Шкурин). Кстати, образ Юродивого в опере игу- мен Митрофан прокомментировал так: «Это форма оппозиционной святости, которая изучается на втором курсе се- минарии». ...Гром гремел над головой, ветер рвал ноты музыкантов и сдувал их с пюпи- тров. Наконец, дождь ливанул в пол- ную силу, и спектакль решили пре- рвать. Артисты покинули сцену. Но дождь прошёл так же неожиданно, как и начался. Минут через пятнадцать объявили продолжение действа, и пу- блика поспешила занять облюбованные места. Артисты и декорации были вели- колепны. Аплодировали в разных ме- стах постановки: массовым сценам, Пи- мену (артист Андрей Фетисов), Борису (лауреат международных конкурсов Владимир Кудашев), Григорию (Алек- сандр Скварко), Юродивому (призёр вокального конкурса Дмитрий Пьянов) и, конечно, великолепной Маргарите Некрасовой, заслуженной артистке Рос- сии, в роли хозяйки корчмы. Классика хороша тем, что она не устаревает. Не буду пересказывать оперу – её надо смо- треть и слушать. Об этом шедевре Му- соргского можно говорить в разных аспектах – религиозном, психологиче- ском («а поле битвы – сердце челове- ка»), в экономическом – ведь во време- на Смуты был свой кризис. За 140 лет, прошедших со времени написания опе- ры, история совершила много новых витков. Но необходимость единения на- рода и власти с тем, чтобы преодолеть трудности, актуальна и сейчас. Приятно, что областная администрация, поддер- жавшая проектЛипецкойфилармонии с показом«Бориса Годунова», это осозна- ёт и приветствует. . Татьяна ЩЕГЛОВА, Анатолий ЕВСТРОПОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz