Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
главная тема 12 В Е РА мени, когда бы не хотел стать свя- щенником. Я начал служить с трёх лет и к шести-семи годам мог наи- зусть отслужить молебен, панихи- ду и даже литургию. Только папа не разрешал служить её до конца – а так хотелось! Отец мой, главный инженер одного из крупнейших во- енных заводов в Ленинграде, был ре- прессирован, затем во время блока- ды строил укрепления, был глав- ным военпредом на Горьковском за- воде ипринималтанкиТ-34. Апосле войны, в 1947 году, он стал священ- ником. Моя мама преподавала не- мецкий язык в школе. Я же никогда не был пионером, комсомольцем, но и диссидентом также не стал. При этом всегда был лучшим учеником. Но в 15 лет я ушёл из школы и из дома, стал работать, чтобы не си- деть на шее у родителей. Учился в вечерней школе, попал в геологиче- скую экспедицию. Жизнь Владимира Гундяева карди- нально изменилась, когда он поступил в Ленинградскую Духовную семина- рию, а затем и в Академию. В 1969 году в возрасте 23 лет он принял из рук сво- его учителя митрополита Ленинград- ского и Новгородского Никадима (Ро- това) монашеский постриг с именем Кирилл. В начале 70-х годов прошлого века Ки- рилл становится самым первым пред- ставителем Московского патриархата во Всемирной православной молодёж- ной организации «Синдесмос». Эти два слова «самый и первый» будут сопро- вождать будущего Патриарха всю жизнь. Например, в 27 лет Кирилл ста- новится самым молодым ректором Ле- нинградской Духовной академии. Па- триарх Кирилл один из самых популяр- ных и авторитетных священнослужи- телей современной России… Министр иностранных дел Внешнецерковная деятельность ны- нешнего Патриарха была очень актив- ной. Он состоял членом Центрального и Исполнительного комитетов Всемир- ного Совета Церквей в Женеве и заме- стителем Патриаршего экзарха Запад- ной Европы, управлял патриаршими приходами вФинляндии…А потом слу- чился резкий поворот: в 1984 году Ки- рилла переводят на провинциальную Смоленскую кафедру. Спустя пять лет он становится архиепископом Смолен- ским и Калининградским, а в 1991 году – митрополитом. Но параллельно с этим отец Кирилл управлял сначала Православным Венгерским Благочи- нием, апотомиГаагско-Нидерландской епархией. Решением Священного Си- нода 14 ноября 1989 года Кирилл был назначен председателем Отдела внеш- них церковных связей Московского патриархата, то есть «министром ино- странных дел» Русской Православной Церкви. Патриарх Кирилл, находясь ещё в чине Патриаршего местоблюстителя, заяв- лял, что «категорически против любых реформ в Церкви», но какие-то измене- ния всё-таки случатся. Недаром кон- сервативное крыло Русской Право- славной Церкви ещё с 1990 года под- вергает его критике за церковный мо- дернизм и экуменизм. Кирилл часто практиковал богослужебное чтение Священного Писания в русском пере- воде, громко читал «тайные молитвы», выборочно «русифицировал» чинопо- следования… «Простите меня за мои слабости» С такими словами обратился Патриарх Кирилл к членам Поместного собора после оглашения результатов голосо- вания. Все мы– люди. Вне зависимости от формы одежды, образования, чинов и вероисповедания. И у монахов также часты искушения. «Не суди, да не судим будешь». Этими словами нужно руководствоваться в первую очередь, когда смотришь на чу- жую жизнь. А отца Кирилла осуждали очень яростно – благо, что фигура пу- бличная, известная. Безгрешных на этой Земле нет. Но что для меня, напри- мер, безусловно, так это наличие талан- та. Кирилл – талантливейший оратор, быть может, и лучший на сегодняшний день. И страстную, экспрессивную на- туру, вероятно, не сковывают и не кор- ректируют ни монашеские ограниче- ния, ни внутренний цензор. Другое дело – идёт ли это на пользу церкви и людям? Но если не заглядывать за спи- ну, а посмотреть в лицо – то Патриарх Кирилл – бесстрашный проповедник, несущий Слово Божие людям и желаю- щий быть понятым всеми. – «На каком языке вы будете гово- рить с экрана телевизора?», – спра- шивали меня, когда появились пер- вые телепередачи «Слово пасты- ря». И я всегда отвечал, что буду го- ворить на языке своей культуры, своего воспитания, на понятном всем языке, чтобы не было восприя- тия Церкви как некоего фольклора, музейного экспоната. Самое глав- ное – научиться говорить на совре- менном языке, но не пошлом, кото- рый разрушает нравственность и ценности бытия. Я убежден, что тема языка – одна из самых важ- ных сегодня в церкви и церковной проповеди. Меня как-то спросили: «А можно в церкви смеяться?» «А можно в церкви аплодировать?» А почему нет? Тысячу раз я выступал в греческих церквях, и мне аплоди- ровали. В Греции можно, а в России нельзя? Другой разговор, что мы не должны создавать никакой куль- турной экстравагантности. Если у нас не принято аплодировать – не надо этого делать. А если уж кто- то засмеялся, то, пожалуйста, не отлучайте этого человека отцерк- ви! Сёстры Слава Богу, в 2007 году Русская Право- славная Церковь и Русская Православ- ная церковь за рубежом объединились. Это событие произошло не без участия тогда ещё митрополита Кирилла. Ещё одна болезненная тема – диалог с като- лической церковью. Кирилл считается прозападно настроенным священно- служителем (хоть и немного поправев- шим в своих убеждениях). Но о встрече Патриарха и Папы Римского Кирилл всегда говорил, не выходя за рамки Фото ИТАР-ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz