Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

35 общество П Е Р С О Н А дентами. Но, к сожалению, это исклю- чение. А правило заключается в том, что всё здесь определяет среда. И, ко- нечно же, в столице, правда, не везде, собрано всё лучшее. Идля меня даже не самые неудачные спектакли Фоменко и Женовача намного любопытнее чьей- то удачной постановки. – Вам важно, кто работает рядом? – Мне очень важны человеческие отно- шения. Я расставался со многими хоро- шими артистами. Расстаюсь болезнен- но, хотя до этого долго-долго терплю. Однако это не значит, что мы навсегда разрываем наши отношения. Через какой-то период времени возможны наши профессиональные и человече- ские контакты. Мы с Филозовым, на- пример, тоже расставались. За 20 лет он полтора сезона не работал в театре. Я писал ему гневные письма и получал та- кие же в ответ. Потом всё наладилось. С Любой Полищук мы тоже расставались. – Бытует такое мнение, что актёр должен быть чистым листом. А куда деть лич- ность, характер? – Я не считаю, что артист должен быть чистым листом. Наоборот, это должен быть плотно исписанный лист, чтобы было что предъявить зрителю. Интересна-то личность. – Вы говорите, что предпочитаете совре- менную драматургию. Неужели вам так важен язык, которым некая история на- писана? Ведь всё, по большому счёту, уже сказано: о любви мужчины и женщи- ны, о диалоге человека с Богом… – Всё дело в персонаже. Сегодня человек самому себе задаётмножество вопросов. Выназываете этодиалогомсБогом, я– с Миром. А театр – это место, которое по- могает эти вопросы если не сформули- роватьинайтина нихответы, тохотя бы прокомментировать. И сегодняшний драматург изучает современного чело- века. Впрочем, так было и раньше – пи- сатели и поэты рассматривали человека своего времени. Конечно, можно ска- зать, что люди не меняются, как неиз- менны чувства, страсти. Меняется кон- текст. Вот я лично о Гамлете ниче- го не знаю, поэтому должен прое- цировать его на моего современ- ника и таким образом понять мо- тивы его поступков. – В таком случае, кто для вас со- временный герой? – Нынешний человек очень раз- нополярный: без Любви и без Бога и с Богом и с Любовью. Но, к сожалению, человек, занимающийся творчеством, постоянно исследует самого себя, пусть даже и изображая как лирического ге- роя. И поэтому когда я ставлю спек- такль, то обязательно среди персона- жей нахожу того, чьи проблемы схожи с моими. Если говорить о классике, о моём любимом Чехове (его, наверное, знают больше, чем современных авто- ров), то я абсолютный Тригорин, кото- рого больше всего пугали не проблемы любви Аркадиной или Нины, а пробле- мы собственной несостоятельности как писателя. К печали моей ужасной! Я думаю, что и Антон Павлович мучился теми же проблемами. 30 лет назад я по- ставил пьесу «Пришёл мужчина к жен- щине». И до сих пор подписываюсь под каждым словом главного героя Викто- ра Петровича: «Мечтал стать писате- лем, а стал аптекарем!». Я тоже люблю завоёвывать, а когда это случается… у меня появляются другие интересы. – И последний вопрос. Вы учились на фа- культете журналистики Ленинградского университета и потом, будучи режиссё- ром, пробовали себя в качестве журнали- ста. Сегодня не хотите? – Действительно, я работал и на радио, и на телевидении. Сейчас просто вре- мени не хватает. Однако у меня есть один проект. Как журналист я хочу сде- лать книгу о Чубайсе. Мы знакомы же лет двадцать, и я с большим уважением и благодарностью отношусь к этому че- ловеку. Раньше на все предложения лю- дей, желающих написать о нём, Анато- лий Борисович отвечал отказом. Мне же позволил. Наговорилимы с ним уже десять часов, но это ещё не всё. Книга будет называться «Рыжий». – Терпения вам. Спасибо за встречу. . Евгения ИОНОВА Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Липецку я обязан тем, что в сложнейший период моей жизни он стал для меня неким плацдармом, который позволил двигаться дальше Фото из архива театра «Школа современной пьесы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz