Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
34 общество П Е Р С О Н А сколькими поколениями зрителей. Ка- ким теперь будет театр, ведь артисту смо- трят в лицо? –Смотрят. Исейчас есть на кого посмо- треть. Людей, конечно, терять горько. Но в театре, как и в жизни, происходит эволюция. И здесь ничего не измени- лось. Да и дело-то по большому счёту не в артистах, а в режиссёрах. В пода- вляющем большинстве всем за шесть- десят. Вот это катастрофа! Хотя радует то, что новые имена всё-таки появля- ются. Пришли другие времена, взошли иные имена. Театр, безусловно, будет другим, ведь всё меняется. Я своим сту- дентам всегда советовал читать книгу Анатолия Эфроса «Репетиция – лю- бовь моя». А когда совсем недавно сам её перечитал, был поражён её наивно- стью. Но ведь когда-то она нас, начина- ющих режиссёров, потрясла! – Совсем недавно в Липецке прошёл ки- нофестиваль «Золотой Витязь», в Мо- скве начинается Чеховский театральный фестиваль. Вы человек фестивальный? – К нынешним фестивалям я отношусь как к бизнесу. Одни курсируют по про- винции, другие собирают деньги в сто- лице. Ведь фестивальные показы се- годня не становятся событиями. Когда на Московский кинофорум привозили фильмы Феллини – все понимали, что без этого жить нельзя. Главная забота нынешних устроителей – прибыль. То же происходит и на театральных фе- стивалях. Если билеты на спектакль, пусть и очень известный, стоят до вось- ми тысяч рублей – кто из интеллигент- ных людей решится пойти его посмо- треть? То есть это очередной выход в свет богатых людей. А ведь театр – это демократическое искусство. Почему мы, например, не привозим берлин- ский театр «Титаник», который даёт свои фантастические представления на площадях? А когда всё происходит в за- крытых помещениях и за деньги – это история для себя. – Кстати, об истории. То, как избиратель- но наши ближайшие соседи – Украина и Прибалтика – относятся к прошлому, причём нашему общему, известно всем. О недопустимости переписывать историю заговорил и российский президент Дми- трий Анатольевич Медведев и даже соз- дал специальную комиссию. Как вы к этому относитесь? – К созданию комиссии плохо. Мне очень не нравится то, что происходит в Украине и в Прибалтике. Но я их пони- маю. После долгого насилия над собой эти страныне воспринимают нас иначе, как врагами. И пока не желают ничего слышать, чтобы поколебать это вос- приятие. Для них сегодня Гитлер милее Сталина, хотя они друг от друга ничем не отличались. А у нас в школьных учебниках можно встретить информа- цию о том, что Иосиф Виссарионович был эффективным менеджером, благо- даря которому крестьянская Россия стала индустриальной страной. Како- во? Мой папа дошёл до Рейхстага, и я о войне знаю не понаслышке, однако и соседей понимаю. Должно пройти много времени, смениться несколько поколений, чтобы Прибалтика забыла о советском угнетении. Нам просто нужно этот период пережить. – На встрече со студентами вы показыва- ли упражнения, имитирующие кон- фликтные ситуации. А в жизни вы кон- фликтный человек? – Во мне может быстро вспыхнуть агрессия, и тогда я вхожу в конфликт. И хотя я человек эмоциональный – бы- стро отхожу. Очень редко бывает, что обида долго не проходит. Несмотря на то, что в нашей режиссёрской среде не- простые отношения, у меня всё же есть ощущении команды, некой общности. Имне жаль, что мы сегодня не встреча- емся, не ведём профессиональных и че- ловеческих бесед, как раньше в Доме актёра. Врагов у меня нет. Я, в свою очередь, понимаю, что тоже доставил кому-то минуты горя. И стараюсь из- менить ситуацию даже спустя долгое время. Умею ценить добро и проношу эту благодарность порой через всю жизнь. Я ведь не просто так в Липецк приезжаю. У меня есть куда поехать, в этот раз был загружен и еле-еле оты- скал возможность для визита. Липецк для меня – наверное – вторая родина. Я родился в Одессе и много этому горо- ду должен. Липецку же я обязан тем, что в сложнейший период моей жизни он стал для меня неким плацдармом, который позволил двигаться дальше. Привёз меня, конечно, Владимир Ми- хайлович Пахомов. А потом появились другие люди, ставшие по-настоящему близкими. Это была свобода! Здесь я набрал силы для следующего рывка в Москву. И развал липецкого театра мне напоминает гибель Советского Союза, когда все ждали развала, а как только он случился – начали вспоминать, как там было хорошо. Поэтому и здесь тоже должен быть период перестройки. Он потом пройдёт. А Липецк уже не тот город, в который я когда-то приехал. У меня выдалось свободное время, и я на машине подъехал к дорогому мне месту – ресторану «Фрегат». Раньше мы с Пахомовым часто там бывали, сидели у реки, вспоминали наше одесское Чёр- ное море, разговаривали… Сейчас – это совсем другая история. И Одесса, кста- ти, тоже уже не та. – Кстати, об Одессе. Михаил Ми- хайлович Жванецкий всё лето проводит у себя на родине. Гово- рит, что ему там лучше пишется. Одесса его вдохновляет. А вас? – Меня многое вдохновляет и многое разочаровывает. Всё ме- няется. А я живу даже не сегод- няшним днём, а секундой. – Вы ставили во многих театрах и не толь- ко в нашей стране. Где вам работается наиболее комфортно, помимо своего теа- тра, конечно? – В своём театре мне работается очень хорошо. Но комфортно ли?.. Я всё время должен удивлять коллег, несмотря на то, что мы вместе уже 20 лет. Я постоянно нахожусь в поиске. Это мой дом, где меня хорошо знают, ипоэтому если я со- вершаю какие-то неожиданные ходы – удивляются, что я это до сих пор умею. А комфортно мне работается в чужом теа- тре. Я приезжаю в Липецк, в Оренбург, в Нью-Йорк, в Тель-Авив, в Женеву, в Стамбул, и тамменя окружают атмосфе- рой радости и благоприятствия. – Большой диапазон между Липецком и Нью-Йорком, конечно. Однако ведь по- нятие провинции не только географиче- ское. Существует и культурная провин- ция, которая, кстати, есть и в столице. Случались ли какие-нибудь потрясения в глубинке, повлиявшие на вас? – Конечно! Я видел потрясающие спек- такли в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, имел там очень интересные встречи с артистами и сту- Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ: Когда на Московский кинофорум привозили фильмы Феллини – все понимали, что без этого жить нельзя. Главная забота нынешних устроителей фестивалей – прибыль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz