Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
33 общество П Е Р С О Н А С ложно и искренне он дружил с покойным художественным руководителем театра имени Л.Н. Толстого Владимиром Михайловичем Пахомовым, который и пригласил своего одесского товарища в непростые для него време- на в Липецк. Здесь есть люди, с кото- рыми Райхельгуз на «ты», есть места, от которых щемит сердце. А ещё есть желание быть нужным здесь – оттого и мастер-класс со студентами липецкого курса РАТИ, и интерес к тому, чем се- годня живёт липецкий театр, вернее театры. Соглашаясь на интервью, Иосиф Леонидович пригласил меня на встречу со студийцами. Пришла и не пожалела. О чём говорил Райхельгауз с ребятами? О жизни в искусстве, в про- фессии... Просто о жизни. Например, о том, что пастернаковское «Во всём мне хочется дойти до самой сути...» – это не только жизненная установка поэта, но ещё и код актёрского мастерства. О том, что ставить Пушкина, Островско- го и Чехова можно бесконечно, но ему самому нужно видеть в театре действо, анализирующее то, что происходит здесь и сейчас. «Живой театр занимается преимуще- ственно современной драматургией», – считает Райхельгауз и ставит сначала Злотникова, Улицкую, Ремеза (кстати, сам режиссёр спектакль «Автопортрет» по пьесе этого автора считает своей лучшей постановкой), а затемАкунина, Гришковца... При этом театр Иосиф Леонидович по- читает за эволюционирующую суб- станцию. Говорит, что «с каждым вре- менным отрезком актёрской профес- сии меняется степень правды», таким образом оправдывая возможное разо- чарование от просмотра МХАТовских спектаклей начала и даже середины прошлого века. – У меня нет разочарованности в про- фессии, – комментирует свою позицию Иосиф Райхельгауз. – Это те самые зна- ния, которые, по Экклезиасту, умножа- ют печаль. Просто я имею большой опыт жизни в театре и знаю, что там можно пропасть и туда можно упасть. Я лишь предупреждаю об опасности, но ведь люди сами хотят туда заглянуть, и это их право. – Сейчас на наших глазах происходит сме- на поколений в театре. Уходят, к сожале- нию, многие актёры, любимые сразу не- Упражнение на конфликтную ситуацию Иосиф Райхельгауз планирует написать книгу о Чубайсе, и называться она будет – «Рыжий» Среди гостей Липецких театральных встреч был и главный режиссёр московского театра «Школа современной пьесы» народный артист России Иосиф Леонидович Райхельгауз. Правда, гостем его можно считать только номинально, так сказать, следуя протоколу. Липецкая сцена Райхельгаузу не чужая – два десятилетия назад он поставил в академическом театре драмы около десяти спектаклей, не сходивших со сцены долгие годы Фото из архива театра «Школа современной пьесы»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz