Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

31 общество П А М Я Т Ь жия или тёплых вещей, но, как часто упоминал: хорошо бы прислать не только ППШ, но и литературу, тогда бы удалось заслать партизанские группы во все места. Или – так: «Предлагаю продумать вопрос о детях, нужно не до- пустить, чтобы они учились в фашист- ских школах. Лучше пусть растут не- грамотными – потом научим. Нужны на сей счёт листовки. И вообще много всяких листовок». – Практически во всех своих письмах и донесениях ваш отец просил прислать партизанам карандаши, бумагу, ли- стовки. – Отец прекрасно понимал: война выи- грывается не только на поле боя. В до- несениях он чётко указывает: важно не потерять это поколение, – рассказыва- ет Наталья Кирилловна, дочь Мазуро- ва. – Нужно было организовать обуче- ние детей в партизанских отрядах и на оккупированной территории, где бы они получали «наше» образование. Из донесений видно: в лесных партизан- ских школах детей учили, «уводили» от соблазна ходить в школы, которые были созданы немцами. – Но разве белорусские дети сами не могли понять, что фашисты – враги и оккупанты? – Понимали. Но вот, смотрите, в доне- сениях говорится – для меня это было новым, – что, используя тягу детей к некоей романтике, немцы хотели гото- вить из них диверсантов. О чём был снят скандальный фильм «Сволочи», только там всё поставлено с ног на го- лову. На самом деле фашисты открыва- ли такие диверсионныешколы, а не мы. В ноябре 1942-го Виктор сообщал о по- ложении в городе Житковичи: «В горо- де и сёлах начинает распространяться какое-то сектантство, и, по-моему, здесь не обошлось без Геббельса и Гиммлера. Вовлекается, главным обра- зом, молодёжь. Условия: день и ночь молиться, не петь песен и ничего не чи- тать. Это наводит меня на мысль о том, что Геббельс не может проводить от- крытую фашистскую работу среди на- шей молодёжи… поэтому они пробуют иными методами. Мои ребята в одной деревне набрели на такую мо- лельню, полную моло- дёжи, главным образом девушек (даже комсо- молок). Руководил мо- лением прохвост лет 25-ти, местный. Хлоп- цы взяли руководство в свои руки, сагитирова- ли девчат петь и пели песню о Сталине, «Ка- тюшу» и другие совет- ские песни, потом проч- ли листовку, которую я им дал, разъяс- нили, пристыдили и этому руководите- лю пригрозили расстрелом». В том же письме: «О детях. По этому вопросу мы работу не начинали. Отря- ды ребятишек используют плохо, хотя и есть примеры положительные. Ребя- тишки – до конца преданный народ и много могут сделать. Для них партиза- ны – великие и таинственные герои, и они помогают партизанам чем могут. В дер. Приплав Бобруйского района Ни- китин Жора организовал сбор ору- жия». – Раз уж вы упомянули киноленты о войне, спрошу: что отец говорил о фильме «Иди и смотри»? – Он ему не понравился, сказал, что всё было иначе. В фильме партизаны изо- бражены какими-то весёлыми и слегка пьяными ребятами, а жизнь в отрядах показана куда лучше, чем она была на самом деле. У зрителя складывается полное впечатление, что лишь в пере- рывах между весельем партизаны шли пускать поезда под откос. В общем, отец назвал ленту «большой неправ- дой». В своих донесениях и письмах Виктор рассказывал о погибших при выполне- нии заданий партизанах, сообщал об успешных операциях против фаши- стов. Но находил время, чтобы расста- вить акценты: о детях и подростках, ко- торых оккупанты хотели обратить в свою веру. Как напишет в Москву Ки- рилл Трофимович, в деревне Кругло- невке Бобруйского района «на уроке биографии Гитлера ученик Шура рас- крыл нашу книгу с портретом Сталина. Учительница заметила, подошла и ска- Кирилл Мазуров. 1942 год К. Т. Мазуров и Л. И. Брежнев Политинформация в партизанском отряде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz