Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
45 культура В Ы С ТА В К А чём во всём мире эта градация почти одинакова) на несколько типов: кукла на палочке, куклы-скатки, куклы- скрутки, куклы-пеленашки... И это всё не просто так. В основном ку- клы – женского пола. Очень редко де- лались «мальчики» – их называли ку- клаки. Даже обрядовая женильная кук- ла была одна – вместо «жениха» стави- ли палку. И дело здесь не в муженена- вистничестве наших пращуров... Про- сто внутри куклы изначально присут- ствует мужское (фаллическое) начало: палочка, веточка, скрутка. Получалось, что мужчина был внутри женщины, яв- ляясь стержнем, который обрамляла красота. Таким образом, мир показы- вался двуединым, и кукла несла в себе это двойное неделимое начало. Главная задача куклы – защита от не- чистой силы, и, конечно, женщина, бы- стрее с этим потусторонним миром входит в контакт и знает, как с ним бо- роться. Древние куклы были безликими: для язычников отверстия на лице (нос, уши, рот) служили для проникновения злых духов. Да и вообще некрасивое лицо может ребёнка испугать (ведь в большинстве своём тряпичные куклы– это представители крестьянской куль- туры, не знающей живописной шко- лы). Куклы с лицами появляются у нас в середине XIX века. Причём черты лица тогда были очень минималистич- ны – списывались с иконописного об- раза. Существовали некогда и «говорящие» куклы-зернушки. В Орловской губер- нии, например, если соседи видели, что в каком-то из домов зерно из этих ку- кол съедено, а сами они разобраны на лоскутки – приходили на помощь и приносили еду. А когда молодые люди шли во солдаты, как тогда называли – в рекруты, матери или жёны делали для них куколок с узелками, куда насыпали горсть родной земли. Так что в давние времена мужчи- нам не стыдно было играть в куклы. Не говоря уже о детях, которым эти игрушки делались в огромном количе- стве. Причём материал для них специ- ально не искали – отрезали подол юбки или фартука, считалось, что именно эта деталь одежды забирает силу земли. Так что всё имело глубокий сакраль- ный смысл. И ребёнок, играющий с ку- клой, не просто брал в руки игрушку, а становился новым звеном в неразрыв- ной (как тогда казалось) поколенче- ской цепочке. Сегодня – иные времена, иные нравы, да и юбок до пола почти не встретишь… На выставке также представлены ку- клы, одетые в традиционные костюмы Липецкой области. У кукол из села Вол- чье, например, руки связаны впереди – это символ смирения женщины, выхо- дящей замуж. Кстати, понёвы (юбки) у этих кукол состояли из двенадцати клиньев (везде – из четырёх) и были плиссированными, а запаривались го- рячим хлебом – и складки эти до сих пор не разошлись! Помимо традиционнойна выставке экс- понируется и авторская кукла, которая представляет собой выполненную из различных материалов скульптуру. Так что глазам есть где разбежаться. А рукам – научиться делать простейшие куклы, в рамках экспозиции работает мастер-класс. А после летних каникул – нас будут ждать коты. Какие – увидим. И точно – улыбнёмся. . Евгения ИОНОВА Фото автора Кукла для рекрутов с узелком родной земли «Рождественские каникулы». Автор Татьяна Максимова Мастер-класс. Лепим из глины. . . . . . и шьём
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz