Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
культура П Л Е Н Э Р 41 Т ем не менее дух живописцев весьма осязаемо витал во временном их обиталище: открываешь входную дверь гостиницы и сразу ощущаешь интенсивный, но сладковато-вкусный запах масляной краски. В холле нас встретил степенный, с окладистой седой бородой творческий руководитель «Лебедянской палитры» народный художник России, профессор Государственной художественной академии имени Сурикова, лауреат Государственных премий Владимир Никитович ТЕЛИН. О сути образа – В мире живописи давно сложились две традиции. Западная – это пленэры, когда где-нибудь собирались художни- ки из разных стран, вместе жили, обща- лись, работали. У нас система бытовала несколько иная. Российские мастера, как правило, человек сорок, съезжались в так называемые Дома творчества, ко- торые были разбросаны по самым ко- лоритным уголкам страны: на Байкале, в Крыму. Обычно эти встречи продол- жались в течение двух месяцев и прохо- дили под эгидой Союза художников. Ныне ввиду сложившейся экономиче- ской ситуации Союз не может себе по- зволить содержать эти «санатории» для живописцев. Поэтому на смену пришла практика проведения пленэров, кото- рые привязаны к определённому горо- ду, региону. Липецкий пленэр проводится уже пя- тый год. Он видится мне наиболее ста- бильным, жизнеспособным. ВМоскве в зале на Покровке проходили выставки по итогам предыдущих сезонов, кото- рые мне показались весьма любопыт- ными. По роду работы в Союзе худож- ников я курировал Центральный реги- он, поэтому хорошо знаком с предста- вителями его липецкого отделения, в основном со старшимпоколением. Сей- час для того, чтобы сформировался ак- туальный художественный язык, чтобы сплотить молодых живописцев, объе- динить их общей идеей, стремлением, необходимо развивать практику пленэ- ров. Ведь явления искусства рождаются именно в коллективном порыве, редко что-то появляется из ниоткуда, стара- ниями отдельных индивидуумов. Возь- мите хотя бы эпоху Возрождения или школу Академии художеств. В сущно- сти, то искусство, которое мы имеем сейчас, сформировалось именно под крышами этих самых Домов творче- ства. А молодая смена, получается, осталась не у дел. Со многими участни- ками поездки в Лебедянь я познако- мился впервые. Да и они сами, узнавая Этюды лебединого края Гостиница, в которой остановились участники Пятого живописного пленэра в Лебедяни, выглядит, как и большинство строений в этом городе: двухэтажное здание с крышей «домиком» и витражным окном. Днём художников в этом стилизованном «отеле» не найти: все – на натуре, все – на улицах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz