Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

40 культура Т Е А Т Р пелевинских героев звучит как «мы, несомненно, твари дрожащие, но, несо- мненно, имеющие неотъемлемые пра- ва». Постреалист Владимир Маканин охотно играет с фразами Гоголя, Досто- евского, особенно теми, которые каса- ются характерного для XIX века образа «маленького человека», которыйимен- но в прозе Чехова достиг своего наи- высшего воплощения. «Я всю жизнь выжимал по капле из себя раба» – Че- хов в этой фразе больше умолчал, чем сказал. А умолчал он о том, что же за- мещает «послерабские» пустоты, что заполняет внутреннее пространство человека, освободившегося от рабства. В книге «Андеграунд, или Герой наше- го времени» Маканин находит ответ, вполне соответствующий духу нашего времени: выдавливание раба оборачи- вается «вползанием» в человека новой рабской сущности. Поскольку свобода «маленького человека» – это вседозво- ленность, право иметь без ответствен- ности. И если «последний гуманист» Чехов видел для нас «небо в алмазах», возможность духовного совершенства, то современная проза не оставляет ни- какой надежды на счастье. Если вышеприведённые примеры яв- ляются вполне явными, то в «Generation» находим мы и образец скрытой апелляции к яркому, узнавае- мому чеховскому образу. В эпизоде, когда Татарский рассуждает о литера- туре, он неожиданно натыкается на разва- ле турецкой обуви на жёлтые ботинки с пряжками в виде арф. Несомненно, подразумеваются туфли Лопахина, ко- торый, намекая на своё безвкусие, го- ворит: «Я в белой жилетке да в жёлтых ботинках, а в осталь- ном – мужик мужи- ком». Деталь, кото- рую Чехов выводит как символ буржуаз- ной пошлости, слу- жит Пелевину опо- знавательным зна- ком советской ин- теллигенции. Если в литературном кон- тексте сравнивать Лопахина – выходца из мужицкой среды, для которого дво- рянская культура не- достижима как дан- ность, и советского интеллигента, то по- следний, по мнению постмодернистского писателя, оказыва- ется таким же вы- ходцем из народа, тщетно пытающимся достичь неких высоких духовных и нравственных высот, но априори не- способный на вещи высокого порядка. Эта социальная прослойка нещадно списывается временем со счетов, как эти жёлтые турецкие ботинки, которые никто никогда не купит. Открытый вопрос Напомню, что темой для дискуссий в рамках театральных встреч этого года были обозначены чеховские персона- жи в постсоветской России. Сквозь призму творчества Антона Павловича, через реплики его бессмертных персо- нажей на расстоянии века мы узнаём себя. Такую позицию отстаивали все без исключения участники дебатов. Это наводит на соображения о том, что основой, стержневым содержанием внутренних поисков русского челове- ка, думающего над смыслом жизни, яв- ляется всё-таки наше классическое на- следие. То, что предлагается актуаль- ной российской прозой, – это не вы- думка, но состояние сегодняшнего об- щества, своего рода срез эпохи. Эпохи жестокой и аморальной. И главная ди- лемма, разрешить которую должен со- временный человек, находится как раз на стыке творчества Антона Павлови- ча Чехова и его преемников – новых классиков от литературы и драматур- гии: способны ли мы вернуться к исто- кам духовности, исконной русской культуры, общеславянских ценностей или наш удел – катиться под откос ци- вилизации? Слава Богу, пока Чехова будут ставить на сцене и включать в школьные учебники, есть надежда на то, что вопрос будет оставаться откры- тым. . Роман ХОМУТСКИЙ Юрий БЫЧКОВ: Только вообразите, сколько «нин заречных» ринулось по стопам героини «Чайки»! Изменился социальный, психологический климат. Родители теперь не бросают своих детей, которые выбирают для себя нелёгкую артистическую стезю. Эта профессия стала уважаемой, а количество театров зашкаливает, особенно в столице «ЧЕХОВ». Художник Виктор МОЛЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz