Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

39 культура Т Е А Т Р ный период в жизни Антона Павлови- ча. Сейчас в этом легендарном месте работает один из главных чеховских музеев. А театральный фестиваль «Ме- лиховская весна» открыл свои двери уже в десятый раз. – Если говорить только о зарубежных, то к нам едут труппы из Мадрида, Па- рижа, Гамбурга, Львова, – поделился заместитель директора усадьбы в Ме- лихово, автор книги «Просто Чехов» Юрий Бычков. – Приходится видеть много разных, самобытных спектаклей по пьесам Антона Павловича. Была, например, очень интересная трактовка «Чайки» Русского драматического теа- тра из Одессы. Там я отметил для себя один любопытный момент, что касает- ся связи времён, коль скоро мы гово- рим о классических героях в современ- ном мире. Образ Нины Заречной чрез- вычайно занятно развивается в соци- альном плане. Если в постановке одес- ского театра она предстаёт блудницей, которуюне привечают в отчем доме из- за того, что она хочет окунуться в мир театра, то теперь конкурс в Щепкин- ское училище – двести человек на ме- сто. Только вообразите, сколько «нин заречных» ринулось по стопам героини «Чайки»! Изменился социальный, пси- хологический климат. Родители теперь не бросают своих детей, которые выби- рают для себя нелёгкую артистическую стезю. Эта профессия стала уважаемой, а количество театров зашкаливает, осо- бенно в столице. Ещё один всем знако- мый пример из классической пьесы – призыв «в Москву! в Москву!» из «Трёх сестёр». И чем, я вас спрашиваю, этот зов аукнулся сто лет спустя? Тем, что Москва стала самым густонаселённым мегаполисом в России! После одной из недавних премьер «Вишнёвого сада» у меня есть ещё одна неслучайная ассо- циация с сегодняшним днём. Вишнё- вый сад срублен, его разделили на участки для дачников. Точно так же, как по всей стране проданы миллионы гектаров колхозных земель! Больше того – в этой ситуации нашёлся и Фирс! Труженики села, которые в одночасье стали никому не нужны и преданы заб- вению, – самые настоящие Фирсы! Вот вам и чеховские персонажи в постсо- ветской России. Позволю себе проци- тировать Вячеслава Долгачёва, мо- сковского режиссёра, поставившего «12 новелл о любви». Он сказал, что никак не верится, будто Антон Павло- вич создавал свои произведения почти полтора века назад: всё, что мы в них находим, – о дне настоящем, те же стра- сти, те же мысли, те же поступки. Герои спектакля – мы с вами сегодняшние: страдающие, любящие, тоскующие, ищущие смысл жизни. Долгачёв гово- рит: «Театр производит хирургическое препарирование персонажей Чехова с целью понять, что изменилось внутри нас за последние сто лет». Антон Павлович в современной литературе Надо заметить, что переосмысляются герои великого мастера русского слова не только в рамках сцены. Отсылки к чеховским мотивам и фигурам из его произведений пристальный читатель может найти и в современной литера- туре. XX век завершился, а XXI начался под знаком постмодернизма, течения в искусстве, прямо скажем, далёкого от классической традиции, одним из апо- столов которой общепризнан Антон Павлович. С предшествующим модер- низмом связь, впрочем, обнаруживает- ся довольно быстро. Чехов создал но- вые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие короткого рассказа. Ори- гинальность его творческого метода за- ключается в использовании приёма под названием «поток сознания» (позже перенятого модернистами, в частности Джеймсом Джойсом) и отсутствии фи- нальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать отве- ты читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. О влиянии на писателей современно- сти написано и сказано пока не так мно- го, однако с некоторыми актуальными взглядами на эту интереснейшую тему участников конференции познакомила кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЛГПУ Вера Сер- геевна Расторгуева. Чеховский «разрыв бытия», утрата це- лостности жизни – то, что стало объек- том размышлений постмодернистов. Однако современный прозаик макси- мально скрывает аллюзии на Чехова в своих текстах. Если, допустим, Досто- евский цитируется обильно и впрямую, то отсылки к Чехову тщательно вуали- руются. В качестве иллюстрации на- прашивается яркий пример из извест- ного романа Виктора Пелевина «Generation». Фраза Раскольникова «ты какой человек – тварь дрожащая или право имеющая?» в устах одного из По Анненскому, Чехов, а не Шекспир – главный драматург мира. Почему? ХХ столетие принесло и без того слишком много печалей и катаклизмов, поэтому бессмертный Шекспир с его реками крови не мог удержаться на коне. Наверное, Антон Павлович что-то знал о нашем веке, что не укладывается в жуткую логику современности Моноспектакль, который представила Ирина Серебровская, «Акт» – это первая самостоятельная профессиональная работа нынешнего главного режиссёра нашего театра Сергея Бобровского, которую он осуществил более десяти лет назад

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz