Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

11 главная тема П И ТА Н И Е – Вся эта дискуссия носила обыватель- ский и невежественный характер. Са- мое обидное, что в неё были вовлечены первые лица страны, а раз так – теле- видение реагирует мгновенно. Потре- бление молока и молочных продуктов можно увеличить исключительно за счёт их рекламы. Кто же занимается продвижением молока и молочных продуктовнарынок?Толькокомпании- производители, закупая на федераль- ных телеканалах дорогостоящее эфир- ное время. Значит, затраты закладыва- ются в себестоимость продукции. Ду- маю, что задача «продвижения в массы» молока и молочных продуктов выходит за рамки компетенции бизне- са. Здесь есть и социальная, и полити- ческая составляющие, государство могло бы приложить свои усилия. – В здоровом теле – здоровый дух, верно? – Да. В восьмидесятые годы модной была тема акселерации, у детей рост – выше, физическая масса – больше, чем у их родителей. Сегодня термин «аксе- лерат», применительно к оценке антро- пометрических характеристик челове- ка, не употребляется вообще. Есть дан- ные призывных комиссий, института питания, врачей: они свидетельствуют о процессе физической деградации. Рост мальчиков и девочек уменьшает- ся, масса к определённому возрасту снижается, сокращается способность к деторождению у девушек. В этом смыс- ле задача обеспечения полноценным питанием должна рассматриваться как «государева задача». Теперь давайте попробуем вспомнить: занималось ли государство популяри- зацией молока и молочных продуктов? Да нет, конечно. А вот дискредитацией – весьма активно. Всё тот же пример дискуссии на тему «Что такое «пра- вильное» молоко?». Клише вбиваются в головы легко: «Сухое молоко – сурро- гат», «Сухое молоко – это порошок». Абсолютная неправда! Вы же не назы- ваете изюм суррогатом, не именуете та- ким образом жареную рыбу. Сырое мясо, провёрнутое через мясорубку и поджаренное в виде котлет, отличается от «исходника», при желании можно назвать суррогатами и все продукты сушки: растворимый кофе, сухофрук- ты, на хлеб навесить ярлык «порошко- вый продукт», поскольку он выпекает- ся из муки… Речь идёт лишь о режиме термической обработки, способе кон- сервации продукта и удаления из него влаги. Не более того. Однако для не- обузданной фантазии у нас пределов нет. Использование сухого молока корнями уходит в проблему животноводства, а не в проблему перерабатывающей про- мышленности, потому что потребление молока и молочных продуктов в тече- ние года колеблется в зависимости от сезона: зимой выше, летом – ниже. А объёмы производства молока изменя- ются с точностью до наоборот. Значит, есть необходимость перерабатывать и хранить излишкимолока летнего пери- ода. Если же всё, что мы запасли, при- мемся называть суррогатом… – Значит, по своим питательным каче- ствам молоко и «молочный напиток» со- вершенно не отличаются? Тогда зачем было городить весь этот малопонятный сыр-бор? – Они абсолютно идентичны! Разница существует только между сырым моло- ком и молоком, прошедшим термиче- скуюобработку. Другое дело, что сырое молоко, если его долго хранить, пор- тится само по себе, в нём развивается микрофлора. – Так что деление на молоко и «молочный напиток» надо списать на злобные прои- ски неких конкурентов? – Нет. Это невежество на высоком уровне, которое реализовало себя в данном конкретном случае. Создание некоего «молока-1» и «молока-2» про- тиворечит и советской, и всей мировой практике. В СССР молоко, пастеризо- ванное по ГОСТу, предусматривало ис- пользование сухого молока, продукт этот именуется «молоко восстановлен- ное». Ошибка рано или, скорее всего, поздно будет исправлена. Если разум возобла- дает, её не признают публично, но по- правки в регламент тихонько примут. Всё вернётся на круги своя, а по проше- ДОЛЯ СХП, ПЕРЕРАБОТЧИКА И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СТОИМОСТИ 1 КГ РЕАЛИЗОВАННОГО МОЛОКА СХпредприятия Молочная промышленность Розничная торговля 20% 60% 100% 40% 80% 0% 12.2006 12.2007 01.2008 02.2008 03.2008 05.2008 04.2008 ДОЛЯ В СТОИМОСТИ 1 КГ РЕАЛИЗОВАННОГО МОЛОКА, % Декабрь 2006 Декабрь 2007 Январь 2008 Февраль 2008 Март 2008 Апрель 2008 Май 2008 Сырьё 40,7 49,0 49,2 49,8 48,9 46,2 42,0 Переработка 30,2 23,1 22,4 22,4 22,9 24,8 29,4 Торговля 29,1 27,9 28,4 27,8 28,2 29,0 28,6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz