Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
главная тема 12 Г О Р Д О С Т Ь Р О С С И И Взлёт этого самолёта способен заста- вить любого зрителя усомниться в за- конах гравитации. Многотонная маши- на без разбега поднимается в воздух и уже через несколько минут, набрав ско- рость, подходит к звуковому барьеру. Она способна подняться с палубы авиа- носца и на неё же совершить посадку. Но возможности вертикального само- лёта могли проявиться только при на- личии мастерства и отваги испытателя. Чурилов получил свою машину, когда она была, мягко говоря, необычна в по- ведении на различных режимах. Мето- дика по управлению ею практически отсутствовала. Поэтому и полётов в штатном режиме тоже не было. Лётчик, осваивающий новую технику, испытывает не только саму машину, но и свою судьбу. Трижды за время служ- бы в палубной авиации Чурилов полу- чал приказ катапультироваться. Од- нажды это пришлось делать над мор- ской глубиной, и однополчане долго потом удивлялись, как ему удалось «выплыть». Не меньшее восхищение вызвал и его выход из вертикального режима при посадке самолёта с придавленным пти- цами двигателем. Рискуя жизнью, уда- лось ему спасти боевую машину и в си- туации, когда, казалось, авария была неизбежна из-за не докрученной меха- ником гайки. А какой филигранной точностью нуж- но было обладать, чтобы своим само- лётом перекрывать люки с фотоаппа- ратурой американских авиаразведчи- ков, кружащихся над палубами наших авианосцев. Но иначе действовать было невозможно при защите интере- сов Отечества, ведь корабль, где бы он ни был, – это территория страны. Однажды командующий Тихоокеан- ским флотом назвал Юрия Чурилова поэтом вертикального взлёта. И с этим все согласились. Не оспорим и его вклад в усовершенствование посадки самолёта с коротким разбегом. Трудно переоценить его работу по повышению мастерства лётчиков подчинённого ему 311-го отдельного корабельного штур- мового авиаполка. Так что вполне по заслугам подполков- никуЮриюИвановичу Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза. Конкретно – за достижение вы- соких показателей в овладении новей- шей боевой техники, мужество и геро- изм, проявленный при несении боевой службы. Кстати, он единственный сре- ди авиаторов ВМФ СССР, кто получил Золотую Звезду в мирное время. Только судьбы в архив не отправишь Время тогда было действительно мир- ное, несмотря на то, что шла холодная война. Настоящие потрясения нача- лись позже. Распад Советского Союза поставил точку в биографии замеча- тельных советских авианосцев, так как не стало государства, для обеспечения безопасности и интересов которого создавались эти суперкорабли. О том смутном времени, о трагедии флота много сказано и написано. Но никогда не рассосутся рубцы в душах и умах со- отечественников, для которых события 90-х годов прошлого столе- тия стали личной траге- дией. Лётчики 311-го отдельного корабельно- го штурмового авиаполка, которым семь лет командовал Юрий Чурилов, вряд ли забудут один из дней 1995 года, когда они в последний раз собрались своим боевым соединением… для рас- формирования. Конечно, можно было бы служить и дальше. Чурилову предлагали место и в штабе, и на берегу. Но всё это напоми- нало бы о том, что в одночасье рухнуло дело всей его жизни. И он предпочёл уйти в отставку. Приехал в Липецк. Бы- стро наладил дружеские связи с мест- ными авиаторами. Устроился на работу в аэроклуб. Помогал молодёжи осваи- вать лётную технику, прыгать с пара- шютом. Но нельзя научиться летать те- Юрий ЧУРИЛОВ: Власть употребить и дурень сможет, убеждай умом! Прыжки с парашютом – любимый вид спорта Юрия Чурилова Фото ОГУ «Государственный архив Липецкой области»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz