Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 к ультура Д Е Б Ю Т есть в жизни то, что раскладывает чёр- ный цвет, которым окрашивается мир после гибели ребёнка, на множество оттенков. И собственное существова- ние становится дорогой к детской душе, встречу с которой нужно заслужить. Ведь сквозь горе можно пройти только с верой. Иначе – пустота. Бег с камерой за гением – А вы знаете, что такое космический лифт? – спрашивает на бегу нелепый старичок у обескураженных прохожих. – Это я придумал… Ещё в начале шестидесятых годов XX столетия ленинградский математик Юрий Николаевич Арцутанов сделал расчёты, позволяющие подниматься в космос на лифте. Это была его победа мысли! Но тогда даже представить себе этого было невозможно. А сегодня бла- годаря нанотехнологиям почти реаль- но сплести нужного диаметра канат и пустить по нему лифт. Хотя знамени- тый фантаст Артур Кларк в романе «Фонтаны рая» предсказал подобное в 3000 году. –Мне ничего не нужно, только скажите мне «спасибо», ведь я же не для себя одного старался, – мне так и слышались эти слова, хотя Арцутанов их так и произнёс, а сердце щемило… Фильм «Лифт Арцутанова» привезла на конкурсную программу фестиваля выпускница Санкт-Петербургской го- сударственной академии театрального искусства Дарья Емельянова . Она приехала даже не на фестиваль, она вернулась домой. Золушка, Маленькая разбойница в «Снежной королеве», Принцесса из «Кота в сапогах» – всё это роли, кото- рые до сих пор у многих липецких теа- тралов ассоциируются с актрисой Люд- милой Мунировой (Ролдугиной)… Некоторое время назад в Доме Масте- ра выставлялась экспозиция из собра- ния Анатолия Нехорошева. Среди ав- торов был Игорь Ролдугин, липецкий художник. Два этих имени здесь не случайны: Даша Емельянова – дочь Людмилы и Игоря Ролдугиных. Она – коренная липчанка, жившая здесь до двенадцати лет. Потом творческая до- рога родителей привела их в Санкт- Петербург. А «Золотой Витязь» вернул Даше город детства. Здесь была её пер- вая общеобразовательная и воскрес- ная школа, здесь она часами бродила по подвалам и чердакам Академиче- ского театра драмы, пока мама репети- ровала, здесь она, усилием воли отца, училась рисовать. – В моём представлении мама и папа – это один большой любимый человек. И как-то определить степень влияния на меня каждого из них по отдельности – очень сложно, – говорит Даша. –Папина мастерская была у нас дома, а так как мы жили в малюсенькой однокомнатной квартире на Манеже, то все впитали в себя запах краски. А я так вечно была ею испачкана. То, что мама актриса, я зна- ла с самого детства и, будучи маленькой, успокаивала её, если костюм, например, казался ей неподходящим. Сейчас же мама вплотную занялась режиссурой, снимает короткометражные фильмы для детей. Вот недавно её работы были высоко оценены на международном фе- стивале «Сказка». Наверное, не случаен и мой выбор профессии: режиссёр – это некое связующее звено между художни- ком и актрисой. Режиссёр создаёт свой мир, в котором воплощает всё, о чём мечтает, он сам себе задаёт вопросы и сам же на них отвечает. Конечно же, когда я поступала, то об этом не думала. Всё пришло позже. Сейчас у Даши – время документально- го кино (хотя в планах – съёмки и игро- вого). Это некий период накопления опыта, узнавания мира. А через её ка- меру и мы знакомимся с людьми, кото- рых она сделала своими киногероями. А герои приходят в Дашину жизнь по- разному: кто-то и вовсе не задержива- ется, а чья-то история становится ча- стью её режиссёрского замысла, а сле- довательно, и её самой. Именно так случилось с Арцутановым. Будучи ас- систентом режиссёра на «Леннауч- фильме», Даша увидела документаль- ный фильм о космическом лифте, на премьеру которого прибежал, пере- прыгивая через ступеньки, восьмиде- сятилетний изобретатель. Человек этот, его гений и судьба студентку теа- тральной академии поразили. Сразу же захотелось рассказать о нём всему миру. Она взяла в руки любительскую камеру и начала его записывать. – Он даже предлагал мне некоторые ре- жиссёрские ходы, – вспоминает Дарья Емельянова. – То побежит куда-то, то с кем-то заговорит... У меня уже по ходу нашего общения в голове сложилась вся картина фильма, ещё неотснятый, он был внутренне мною смонтирован. Юрий Николаевич удивительный чело- век, харизматичный, бегущий впереди времени. Несмотря на то, что он пони- мает – при его жизни запуск лифта не- возможен, мне кажется, он уже давно в космосе. Наверное, потому, что мы были интересны друг другу, фильм получился за месяц. Но, конечно, в его 14 экранных минут вместилась маленькая часть от- снятого материала: ни его другие изо- бретения, ни сложные обстоятельства личной жизни в картину, к сожалению, не вошли. Фильм «Лифт Арцутанова» стал и ди- пломной работой Даши. Но при этом уже сейчас её мысли заняты новой историей – судьбой звонаря, человека неординарного, «обдуваемого всеми ветрами» – как сама Даша его опреде- ляет. И поисками продюсера... Несколько лет назад, роясь в шкафу, Даша достала мамино театральное платье и задала вопрос: «Могло ли оно быть моим свадебным?» Ответ при- шёл немного позже – именно в нём Даша выходила замуж, хотя изначаль- но планировала сделать это в джинсах и майке. – Жизнь срежиссировать невозможно, – говорит Даша. – Планировать тоже. Всё происходит не так, как ты задумы- вала. Лишь потом понимаешь, что выс- шие силы режиссируют и монтируют всё так, как и должно быть. Вот и мой приезд в Липецк в качестве конкурсант- ки, наверное, не случаен. Ведь от меня чего-то ждут как от взрослого челове- ка. А мы с Арцутановым понравились друг другу потому, что в нас обоих очень много детского. Вот и Липецк меня сно- ва превращает в ребёнка. «Золотой Витязь» – не первый конкурс Дарьи Емельяновой. За фильм «Жажда жизни» на фестивале «Саратовские страдания» Даша получила одну из главных призовых статуэток. Фильм «Лифт Арцутанова» отобрали и на кон- курс «Послание к человеку», который пройдёт в следующем году в Петербур- ге. Пожелаем землячке успехов и пора- дуемся за наших в Питере. . Евгения ИОНОВА Артур Кларк в гостях у Юрия Арцутанова в Ленинграде. 1982 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz