Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
общество К И Н О И Ж И З Н Ь 32 ся экранизировать такое непростое классическое произведение, каждый герой фильма несёт зрителю свою правду. У Тараса и казаков – она одна, у поляков – другая (впечатляет сцена, где польский гетман заносит саблю над внуком своим и Тараса и… опускает руку, не смея убить невинного ребён- ка). Своя правда, вызывающая некое сочувствие, есть и у еврея Янкеля. О технических «плюсах» и «минусах» картины распространяться не хочется (о них и так сказано немало), посколь- ку это чисто идеологический фильм. Но результат говорит сам за себя. После массового проката в кинотеатрах 29мая в ККЗ «Октябрь» яблоку было негде упасть. Зрители сидели даже в прохо- дах, на ступеньках. Было много молодё- жи, некоторые посмотрели фильм по- вторно. А по окончании овации зрите- лей длились несколько минут… Ближайший Не меньшее потрясение испытали ки- номаны и на следующий день, 30 мая. В Липецке состоялась мировая премьера фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Помимо режиссёра, наш город посетили известные – и совсем ещё молодые – актёры: Валентина Те- личкина (играет мать Гоголя), Инга Шатова (играет жену Толстого), Ана- стасия Заворотнюк (играет Александру Смирнову-Рассет), Мария Бурляева (играет Анну Виельгорскую, к которой сватался Гоголь). Исполнитель главной роли – самого Николая Васильевича – замечательный артист Евгений Редько, к сожалению, приехать на премьеру не смог. О чем же фильм? О последних годах жизни великого писателя, которые, по мнению Натальи Бондарчук, «не были поняты и во многом оболганы». Она написала семь вариантов сценария. Седьмой – воплотился в картине. «Это страница из жизни Гоголя в Ита- лии, Ницце, Париже, где Николай Ва- сильевич встречается с дорогими ему людьми, сыгравшимиважнуюроль в его судьбе, – рассказала в интервью знаме- нитая актриса и кинорежиссёр. –Это са- мый трудный, трагический период жиз- ни писателя, который, предвидя свой близкий уход, пытается стать истинным христианином, чтобы очищенным предстать перед Божиим Судом. Это время, когда Гоголь осознал ответствен- ность художника перед Богом и людь- ми, отвечающего за каждое своё слово». Что касается названия фильма, то оно, по словам режиссёра, навеяно знаме- нитой картиной художника Иванова «Явление Христа народу». «Дело в том, что Гоголь и Иванов были в одно время в Риме, – рассказала Бон- дарчук. – Именно тогда художник и создавал своё великое полотно «Явле- ние Миссии» – так оно первоначально называлось. И однажды он предложил Гоголю попозировать для этой карти- ны, где изобразил фигуру писателя, ближайшуюкоХристу. Отсюда и назва- ние «Гоголь. Ближайший». Знаки Наталья Бондарчук рассказала, что бо- лее года картину снимали в Оптиной Пустыни по благословению патриарха Алексия Второго. «У нас была уникаль- ная возможность – нам разрешено было снимать в скиту, куда вообще нет доступа никому, кроме монахов», – сказала она. А Евгений Редько, исполнивший роль Гоголя, по мнению режиссёра, вовсе уникальный актёр, которому подвласт- но проникновение в самые глубины че- ловеческой трагедии, что видно как в сцене сжигания Гоголем своей рукопи- си, так и в комедийных сценах, которых в фильме тоже немало. Народный артист РоссииНиколай Бур- ляев сыграл Александра Толстого, в чьём доме Гоголь жил последние четы- ре года. Александр Толстой был едино- мышленником Гоголя, буквально со- держал писателя, создавая все условия для того, чтобы тот продолжал активно работать. Последнее произведение Го- голя «Божественная литургия» увиде- ло свет после смерти писателя именно благодаря Толстому. Настоящим открытием в фильме стала молодая актриса Маша Бурляева, тро- гательно сыгравшая «любимого анге- ла» писателя Анну Виельгорскую. Рас- крыла зрителям свой драматический талант и Настя Заворотнюк, перево- плотившаяся в черноокую Рассет, в ко- торую были влюблены и Пушкин, и Жуковский. В фильме также занят из- вестный по лентам Сокурова артист из Санкт-Петербурга Леонид Мозговой, сыгравший личного врача Гоголя. «Никогда не забуду тот день, когда мы снимали в Преображенской церкви, где крестили писателя, – вспоминает Ната- лья Сергеевна. – Тогда не обошлось без мистики, которая всю жизнь сопрово- ждала Николая Васильевича. Съёмки пришлись на праздник Казанской ико- ны Божией Матери. Батюшка преду- предил, что снимать в праздник – грех. Но съёмочный процесс остановить трудно. И вот в самый разгар работы у нас сломался генератор, повсюду погас свет. В съёмках принимал участие ма- лыш, которому от роду был месяц. Как быть? Помощи в Украине ждать неот- куда. Мы всей группой прямо в храме встали на молитву. Просили прощения и помощи Божией. И на помощь при- шла местная служба МЧС. Они под- ключили свой генератор. Через не- сколько часов работа была продолже- на. Сцена, когда Гоголь участвует в кре- щении младенца – своего крестника, была снята на одном дыхании. Малыш не заплакал на руках у Евгения Редько, даже когда его окунали в купель! На- против, «агукал» и улыбался актёру. Это было потрясающе!». Подобные знаки Бондарчук и её группа ловили не раз. Священник отец Ан- дрей, благословлявший актёров на съёмку, так прямо и сказал: «Не думай-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz