Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

16 власть О Б РА З О В А Н И Е целая программа «Сохранение и разви- тие сельской малокомплектной школы». В Чите же просто подсчитали, что закры- тие малокомплектных школ сэкономит всего несколько миллионов рублей, а за- траты на строительство интернатов, по- купку автобусов составят гораздо боль- шую сумму. Вот и решили пока сохранить все сельские школы. В Кемеровской об- ласти принят закон, который даёт чёткие определения, что такое малокомплект- ная школа, какими правами она пользу- ется. Кроме того, в федеральном законе об образовании ясно сказано, что сель- ская школа может быть закрыта только с согласия сельского схода. Какими зако- нами и положениями защищена мало- комплектная школа в нашей области? – На сегодняшний день в регионе 120 малокомплектных школ. По нашим прогнозам через 2-3 года их должно быть не больше 50. В нашем регионе малокомплектная школа защищена об- ластным Законом № 180 «О нор- мативах финансирования обще- образовательных учреждений», то есть эта школа будет полностью обеспечена финансированием без с о б л ю д е н и я п р и н ц и п а нормативно-подушевого распре- деления средств. Что касается опыта других регионов, то могу сказать со всей долей ответственности: меха- низм сохранения малокомплектных школ, в принципе, везде один и тот же. Что предлагаем мы? Максимально оставить начальные и основные школы, частично сделав из них филиалы круп- ных средних школ. Такое укрупнение позволит сделать их мощными образо- вательными центрами. По рекомендациям Правительства в средней школе должно быть не менее трёх десятых и трёх одиннадцатых клас- сов. Это необходимо для реализации профильного обучения, так как, окан- чивая среднюю школу, выпускники должны быть ориентированы на опре- делённый вуз. Что же предлагает Калужская програм- ма, о которой вы упомянули? Начальные или основные школы с низ- кой наполняемостью – они получают название базовых – становятся филиа- лами более крупных средних общеоб- разовательных учреждений. В этом случае сохраняются и самишколы, и пе- дагогический коллектив. Принципи- альная позиция руководства Калуж- ской области – максимально сохранить начальную школу. Вывод очевиден: у нас общие проблемы и пути решений тоже общие. – В каком районе закрыто большее коли- чество школ? И где меньше всего? И с чем, на ваш взгляд, это связано? И вооб- ще, сколько школ закрыто к настоящему времени и сколько будет закрыто к ново- му учебному году? – Ситуации в каждом районе различны, и сравнивать их достаточно сложно. К примеру, два года назад в Воловском районе было 1772 учащихся и 21 школа. В Хлевенском – 1917 школьников, а школ работало 17. Так что оптимизация сети образовательных учреждений бу- дет складываться и уже складывается по-разному, с учётом социально- экономического развития территории, согласно муниципальным планам ме- роприятий по оптимизации и реструк- туризации сети общеобразовательных учреждений. За пять лет в нашем регионе закрыты около 100 общеобразовательных учреждений. Сколько школ будет за- крыто к новому учебному году, на этот вопрос однозначно ответить нельзя, так как это комплексный подход к решению проблемы, с учётом многих факторов. Могу сообщить, что в настоящее время муниципальным районам выделены средства на закупку 39 школьных авто- бусов. – В каждом сельском поселении должно быть не менее однойшколы. Но ведь тер- ритория поселений разная и из одного конца в другой можно добираться долго. Прописано ли где-нибудь, какое расстоя- ние должно быть от места проживания до централизованной школы? – Есть определённые санитарные нор- мы и правила, в соответствии с которы- ми в сельскойместности общеобразова- тельные учреждения должны разме- щаться в радиусе доступности не более 2 километров пешком и не более 15 минут в одну сторону при транспортном об- служивании (для начальных классов). Для учеников II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не дол- жен превышать 4 километра, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут. Предельный радиус обслужи- вания обучающихся II и III ступеней не должен превышать 15 километров. – Многие считают, да так исторически сложилось: закрывается школа – умира- ет деревня. Власть будет настаивать на ликвидации школы, если это не поддер- жал сход села, как было в случае со шко- лой в Озёрках? Юрий Николаевич, нас очень интересует ваш личный взгляд на будущее этой школы, всё-таки нельзя её ставить в один ряд с другими, потому что находится она в особом месте. Может быть, это учебное заведение вообще мог- ло бы стать музеем русской школы? – На мой взгляд, умрёт деревня или бу- дет процветать, зависит от социально- экономического развития села, от заня- тости населения и уровня развития про- изводства. Я не знаю ни одного приме- ра, когда сохранение малокомплектной школы позволило бы сохранить село. Что же касаетсяшколы в Озёрках, не со- глашусь с тем, что её нельзя ставить в один ряд с другими только лишь по при- надлежности к историческим местам, связанным с Иваном Алексеевичем Бу- ниным. Эта школа должна соответство- вать образованию XXI века. А для того чтобы стать конкурентоспособной, ей придётся сделать очень многое. Тот факт, что из семи учителей школы че- тыре ведут от трёх до шести предметов, заставляет сделать определённые выво- ды не в пользу качественного препода- вания. В школе нет ни одного учителя с высшей категорией, да и материальная база далека от нормативных требова- ний. Семь педагогов работают с шест- надцатью учениками, но пока серьёз- ных индивидуальных достижений у учащихся даже на районном уровне не просматривается. Создать музей русской школы – идея замечательная. В том же Становлян- ском районе есть немало других исто- рических мест. К сожалению, прекрати- ла своё существование деревня Кропо- тово, связанная с именем Михаила Юрьевича Лермонтова, где находилась усадьба его отца. В соседнем селе Лу- кьяновка в школе создан Лермонтов- ский музей. Естественно, мы должны сохранять память об исторических ме- стах, но остановить ход истории ещё не удавалось никому. – Спасибо за беседу. . Евгения ИОНОВА Юрий ТАРАН: Сегодня нужно говорить о Школе с большой буквы, без поправок на малокомплектность или, наоборот, переполненность

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz