Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
15 власть О Б РА З О В А Н И Е школах, особенно в сельской местно- сти. Процесс оптимизации сетишколначался в области в 2002 году в связи с уменьше- нием контингента обучающихся, а в не- которых общеобразовательных учреж- дениях – полным отсутствием детей. Согласно действующим российским об- разовательным стандартам, в классе го- родской школы должно обучаться не менее 25 учеников, а в сельской – не ме- нее 14 школьников. На деле наполняе- мость классов в области гораздо ниже. В городах средний показатель состав- ляет 21,3, а на селе – менее 8 человек. В обозримом будущем тенденция сокра- щения детей, особенно в сельских шко- лах, сохранится. Это означает, что рас- ходы на обучение, зарплату педагогам и содержание школ становятся всё выше. Обучение одного ученика в малоком- плектной школе обходится в 2-3 раза дороже, чем в обычной. А вот качество полученных знаний, несмотря на почти индивидуальный подход к ученику, за- частую оставляет желать лучшего. Основная задача – эффективно расхо- довать средства, выделенные на обра- зование, высвободить скрытые резер- вы, направить деньги в те участки от- расли, где в них особенно остро нужда- ют ся , подд е ржат ь пед а г о г ов - профессионалов, обеспечить им до- стойную зарплату, а ученикам – равный доступ к качественным знаниям, вне за- висимости от того, где они проживают. На образовании никто не экономит. Деньги из областного бюджета выделя- ются на количество учащихся, а не на количество школ. Поэтому разговоры о том, что школы закрывают для того, чтобы сэкономить средства, необосно- ванны. Для убедительности приведу пример. ВЛипецком районе сейчас поч- ти 3957 школьников, школ – 28. Адми- нистрация района планирует закрыть основную школу в селе Грязное, в кото- рой обучается 29 учащихся. Количество школ сократится, но контингент уча- щихся останется неизменным, посколь- ку они перейдут в другое учреждение, а значит, средства, выделенные до закры- тия этой школы, не уменьшатся. – Вопрос деликатный: с национальным проектом «Образование» все педагоги, в том числе и сельские, связывали опреде- лённые надежды. И вот у сельских учите- лей они не сбылись, потому что началось сокращение школ… – Национальный проект «Образова- ние» нацелен на выявление школ- лидеров. Увы, и в Липецкой области, и в России в целом малокомплектная шко- ла оказалась не в состоянии конкуриро- вать с крупными образовательными центрами. Я говорю прежде всего о ка- честве знаний. Для примера: в област- ном конкурсе инновационных школ, которые претендовали на 1 миллион рублей, в течение прошедших трёх лет приняли участие лишь 2 основные и 1 начальная школа. Вопрос не в цене обучения, а в его каче- стве. Поэтому при анализе работы пе- дагогического коллектива и родители, и эксперты прежде всего обращают вни- мание на этот критерий, включающий в себя высокие индивидуальные дости- жения школьников, укомплектован- ность компетентными кадрами, ма- териально-техническое обеспечение школы, безопасные усло- вия обучения и, наконец, наличие сверстников для полноценного развития и общения. – А что будет с учителями малокомплектных школ, которые подлежат закры- тию? Есть какой-то про- гноз, сколько педагогов окажется без работы? Как сложится их судьба? Най- дётся ли им место в центра- лизованной школе? И пу- стят ли их коллеги – ведь теперь зарплата педагога зависит от количества уче- ников в классе? – Сейчас есть значитель- ный переизбыток кадров в школе, но их не хватает в системе дополнительного и дошкольного образования. Поэтому говорить о прогнозе безработицы мож- но с большой долей условности. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример. Школы, причём как сельские, так и го- родские, сегодня остро нуждаются в пре- подавателях иностранных языков. Что делаем мы? Начали на заочном отделе- нии Липецкого педагогического универ- ситета их подготовку. Причём учителя, окончившие педучилища, принимались по собеседованию, на сокращённые сро- ки обучения и бесплатно. Мы ожидали, что нашим предложением заинтересу- ются прежде всего учителя начальных классов, поскольку они первыми стол- кнулись с проблемами демографическо- го кризиса. Что же произошло? За десять лет только сорок учителей воспользовались шансом получить до- полнительную квалификацию. Почему остальные не захотели учиться, тоже понятно – нужно прикладывать допол- нительные усилия. А зачем? Гораздо проще обвинять во всех своих бедах других. А вопрос о кадровых изменениях воз- ник не сегодня и не вчера. Уже как ми- нимум лет 7-8 назад стали отчётливо проявляться две тенденции: с одной стороны, переизбыток педагогических кадров, а с другой – недостаток препо- давателей определённых специально- стей с современным профессиональ- ным уровнем. Как видим, нарастало то самое количество, которое никак не хо- тело перерастать в качество. В целях сохранения кадрового потен- циала отрасли и отбора информации о предполагаемых вакансиях для даль- нейшего трудоустройства высвобожда- ющихся работников управлением обра- зования и науки совместно с муници- пальными органами управления обра- зованием проведено предварительное комплектование педагогическими ка- драми образовательных учреждений области. Из 433 педагогических работников, предполагаемых к сокращению в связи с ликвидационными мероприятиями малокомплектных школ в 2009-2010 учебном году, около 150 будут трудоу- строены по специальности, 60 – достиг- ли пенсионного возраста. – Юрий Николаевич, насколько я знаю, в Калужской области, например, принята
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz