Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
14 власть О Б РА З О В А Н И Е Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА Н о у любой проблемы есть две стороны. И мы решили пого- ворить на эту не самую ком- фортную тему с начальни- ком управления образова- ния и науки Липецкой области Юрием Николаевичем Тараном. – Юрий Николаевич, мы привыкли ду- мать, что малокомплектные школы – это, скажем так, исключительно россий- ская практика. Однако они есть во мно- гих странах. В «Педагогической энци- клопедии» о малой школе написано, что она является важным социальным фак- тором и обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учите- лями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, бли- зость природы, благоприятные условия для трудового воспитания – эти особен- ности позволяют организовать учебно- воспитательный процесс на высоком уровне. И вот оказалось, что этот уро- вень вовсе не высокий. Почему мы те- перь оспариваем энциклопедические выводы? –Процессы, которые сегодня так встре- вожили общественность, начались лет двадцать назад, когда государство и об- щество в угоду количеству забыли про качество. Тогда практически в одноча- сье все восьмилетние школы стали средними, появились сотни филиалов вузов. Мы же во главу угла идущей оптимизации сети образовательных учреждений ставим качество образова- ния. Иначе говоря, оптимизация – это лишь механизм достижения цели – по- вышения уровня образования. Высоким критериям должны соответ- ствовать все образовательные учрежде- ния, в том числе и малокомплектные школы. На мой взгляд, сегодня нужно говорить оШколе с большой буквы, без поправок на малокомплектность или, наоборот, переполненность. Конечно, у нас есть образцы качественного обра- зования и в малокомплектных школах, к примеру в селе Преображеновка Доб- ровского района, но, к большому сожа- лению, значительная часть таких учреждений с весьма низким уровнем организации учебно-воспитательного процесса. Работа в малокомплектной школе тре- бует от педагога определённого под- вижничества и постоянного совершен- ствования своего профессионального мастерства. Думаю, что даже неспециа- листы в сфере образования понимают, что один учитель, ведущий три предме- та не по своему профилю, для двух или трёх учеников в классе, должен быть асом своего дела, чтобы обеспечить ка- чественное образование и при этом эмоционально не перегрузить ребёнка. Ещё раз подчеркну: малокомплектная школа, в том виде, в котором она у нас существует, – это российский феномен. Оптимизация сети образовательных учреждений была и остаётся актуаль- ной на фоне демографического спада, который привёл к значительному со- кращению численности учащихся в Лето пришло, а вопросы остались Завершился учебный год – не самый простой в истории современного отечественного образования. И ЕГЭ, переставший быть экспериментом, и набирающая обороты неоптимистическая оптимизация школьной жизни – всё это как-то нервирует народ, причём как обычных людей, так и тех, кто, как говорится, «в теме». На прошлой неделе на площади Победы состоялся пикет, участники которого выступали против закрытия малокомплектных школ, что ещё раз подтверждает: скорее всего, процесс примирения или подчинения сторон будет долгим и сложным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz