Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
43 культура В Ы С ТА В К А положиться на непосредственность дет- ского восприятия? – Сейчас огромное влияние на моло- дёжь оказывает псевдоискусство. С экранов телевизоров, из журналов, из Интернета льётся поток далеко не луч- ших образцов массовой культуры. По- этому во главе угла должна стоять ру- ководящая, направляющая роль учите- ля как проводника системы ценностей, провозглашаемых школой. Необходи- мо показать ребёнку, что существует ещё и нечто, отличающееся от того, что он повсеместно видит вокруг себя. Ведь наши великие российские галереи не пустеют! Да и в Липецке есть что посмо- треть. Я чрезвычайно рад, что мои вос- питанники побывали на этой выставке, оставили много записей в книге отзы- вов, да и в школе подходят, благодарят. – Какими словами, способами у вас полу- чается достучаться до ученика на уроке, дать ему понимание, что есть искусство в жизни человека? – Душа ребёнка – белый лист, и от того, какими красками ты раскрасишь его, зависит вся будущая жизнь человека, его внутренний мир. Я стараюсь ис- пользовать яркие, сочные, интенсив- ные цвета. Живопись – всё равно что музыка: в ней тоже есть мажорные и минорные аккорды, композиция, ритм. Через чувство цвета я пытаюсь донести до ребят красоту природы, окружаю- щих вещей. Конечно, не все бывают одинаково открыты, дети попадаются сложные. Но через искреннее отноше- ние, доброту мне, слава Богу, удаётся достучаться и до них. Кстати говоря, имея опыт работы с сельскими школь- никами, могу утверждать, что им изо- бразительное искусство изначально даётся легче ввиду близости к природе, земле, всему сущему и живому. Дере- венский подросток душевно богаче, только развиться его потенциалу в нужном русле, к сожалению, не всегда позволяют. А вообще – любому ребён- ку важно дать возможность выразить себя, выплеснуть свои чувства на бума- гу, сделать это внутренней потребно- стью, без которой он уже не сможет об- ходиться. Был такой случай. Я дал задание нари- совать композицию на произвольную тему. И один подросток, который счи- тался трудным, изобразил нечто очень мрачное, используя преимущественно широкие мазки чёрной краски. Я поин- тересовался у него, всё ли в порядке. Оказалось, что у него были весьма се- рьёзные проблемы, которые, благода- ря тому уроку и последовавшему от- кровенному разговору, удалось ре- шить. Профессия педагога заставляет принимать чаяния детей близко к серд- цу, сопереживать, жить в детской ре- альности. И это навсегда с тобой. Каза- лось бы, мне шестьдесят лет, можно уже и на пенсию или посвятить себя другим делам, хотя бы даже совершен- ствоваться как профессионалу в живо- писи. А ведь нет – школа не отпускает. Тянет за собой. И всё потому, что имен- но общение с учениками побуждает меня к творчеству. – В единстве двух ваших ипостасей кто в большей степени является опорой в школьной практике – живописцы или светила педагогики? – Как ни странно, но мастера живопи- си, хотя я и не делаю существенных разграничений. Именно через творче- ство известных, любимых мною ху- дожников я подхожу к воспитанию ре- бёнка. Это и Пластов, и Сорокин. Сколько в них душевной красоты, ра- дости, теплоты, пластики, цвета! По- средством перечисленных качеств, присущих их картинам, я пробиваюсь к сердцам детей, а не использую исклю- чительно сухие педагогические догма- ты. Мною была разработана програм- ма преподавания изобразительного ис- кусства в школе. Там изложены основ- ные принципы, которые я считаю пер- востепенными в процессе освоения детьми этого непростого предмета в рамках изостудии. Сам я работаю по ней, однако опираюсь и на опыт из- вестного методиста Неменского. – За сорок лет вашей педагогической де- ятельности были периоды, когда вы не занимались рисованием? – Было по-разному. Например, от того времени, когда я работал в сельской школе, остались только какие-то этю- ды. Затем, уже в профессиональном ли- цее, я был вынужден полностью посвя- тить себя учительству: контингент там посложнее, чем в общеобразователь- ном учреждении, сил и времени уходи- ло значительно больше. В лицее я вёл только студию изобразительного ис- кусства. Последние десять лет в школе № 60 сферы моего применения при- мерно уравновесились. Да ещё и отпуск большой (а точнее – каникулы), кото- рый можно всецело посвятить выбору натуры и спокойному уединению с хол- стом в каком-нибудь приятном местеч- ке. – Впереди – долгое лето! Желаю вам пло- дотворно поработать, но и не забудьте на- браться сил! . Роман ХОМУТСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz