Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
44 гид Ч Т Е Н И Е С егодня я немного нарушу тра- дицию нашего литературного обозрения. Обычно на страни- цах журнала мы рассказываем о свежих книгах либо о писате- лях, находящихся «на острие» момен- та. Роман Алексея Иванова «Блуда и МУДО» появился на прилавках полто- ра года назад. Каюсь в своей дремучести: в мои руки этот почти шестисотстраничный том попал совсем недавно, да и то – по реко- мендации компетентных специалистов в современной литературе. Самое уди- вительное заключается в том, что пре- жде об Иванове я ни разу не слышал. Точнее, немного читал о нём, но с его произведениями знаком не был. То тут, то там в интервью актуальных и уважае- мых мною прозаиков мелькала эта «не- распространённая и оттого хорошо за- поминающаяся»русскаяфамилия.При- чём в контексте всегда восторженном и благожелательном. Например, Захар Прилепин, о котором мы не так давно писали, сказал, что «последняя книга Алексея Иванова «Блуда и МУДО» про- стоочаровывает. Такчтоустойчиваямо- тивация взяться заИванова у меня успе- ла сформироваться. И как только воз- можность представилась, – я немедлен- но ею воспользовался. Причём в целях, скажем так, общеобразовательных, так как для журнального обзора роман не совсем подходил в силу того, что издан был уже довольно давно. Пожалуй, самая главная причина, по которой я не в силах сокрыть от вас бес- ценный бриллиант дарования Ивано- ва, – его язык. Русский язык. Сергей Минаев–популярныйныне авторклас- сики отечественной гламорамы «Духless» – заметил, что сегодняшний литературный стиль написания у мно- гих сводится к пресловутому «албан- скому», то есть к интернетовскому жар- гону, арго, неологизмам и прочим со- мнительным производным эры тоталь- ного властителя умов под названием «МЕДИА». Да и сюжетика носит сию- минутный, «полароидный» характер: «что вижу, о томпою».Можно как угод- но относится к прозе Минаева, но с его тезисом трудно не согласиться. Он же предрёк современной русской литера- туре возвращение по спирали к языку Бунина и Достоевского. И, кажется, спираль уже начала завершать свой ви- ток благодаря герою моего сегодняш- него эссе. Речь Иванова необычайно богата. Он щедр на эпитеты, но без назойливой графомании. Его наблюдательность имеет замечательное свойство выра- жаться в точных и лаконичных образах и описаниях. Читая толстовского кали- бра текст, вспоминаешь то о Зощенко, то об Аверченко, а то и самЛев Никола- евичмерещится. Великийклассиквспо- минается в основном применительно к масштабу охватываемой проблемати- ки. Ведь объектом «Блуда иМУДО» яв- ляется суть социально-демографичес- кая ситуация в России на примере среза жизни среднего во всех смыслах про- винциального райцентра. Отличает ав- тора от Толстого лишь рассматривае- мый временной отрезок: если послед- нийпрепарировалцелые эпохи, тоИва- нову довольно и нашей с вами реальности. Что, впрочем, легко объяс- нимо: жизнь в наш век стала двигаться куда быстрее, и замахнись Алексей на эпос, легко мог бы стать бытописцем вчерашнего дня. Да и наигрался, види- мо, Иванов с историческими романа- ми, несколько его предыдущих работ были именно из этой серии. Что же до «героя нашего времени» (ГНВ) по версии Алексея Иванова, – это обаятельный интеллигент, не чуж- дый авантюризма, сексуально распу- щенный и крепко выпивающий. Герой является подающим надежды худож- ником, его заработков достаточно, что- быне жаловаться на судьбу и обеспечи- вать свои складывающиеся из харак- терногообразажизниежедневныенуж- ды. Вместо потуг на инертную рефлексию и местечковое философ- ствование, он создаёт свою модель трактовки действительности посред- ством «пиксельного мышления», кото- рым обосновываются все стремления и поступки окружающих. Гуманистиче- ский порыв персонажа (что так редко для ГНВ из книг современников Ива- нова) выражается в создании вместо традиционного института семьи так на- зываемого «фамильона» на базеМУДО – муниципального учреждения допол- нительного образования. Пересказом заниматься не стану – всё-таки шесть- сот страниц. Думаю, если не полени- тесь засесть за такую упитанную кни- женцию, не пожалеете. Поверьте мне и Прилепину. . Роман ХОМУТСКИЙ Странные аббревиатуры Алексея Иванова Алексей Иванов родился в 1969 году в Нижнем Новгороде. В 1971 году переехал с родителями в Пермь, где живет и по сей день. После окончания школы поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета, однако диплом защитил на факультете истории искусств. Дебюти- ровал как писатель в середине 1990-х на страницах журнала «Уральский следопыт». Автор романов «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил», «Общага на крови» и «Message: Чусовая». Лауреат литературных премий «Эврика!», «Старт», «Ясная Поляна», премий имени Д. Мамина- Сибиряка, имени П. Бажова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz