Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

культура 40 Ф И Л А Р М О Н И Я С самого первого номера журнала мы присталь- но следили за работой областной филармо- нии, открытие сезона в которой практически совпало с рождением нашего журнала Что и говорить, в последние ме- сяцы липецкому зрителю пре- подносили один сюрприз за другим. Выделить какой-то один лучший концерт вообще не представляется возможным. Публика по достоинству оцени- ла старания филармонии, дока- зательством чему были неиз- менно полные залы. В чём же секрет успеха? Ведь во многих городах коллеги липецких дея- телей искусства и культурыбук- вально вынуждены сводить концы с концами, а наши толь- ко набирают обороты год от года. О премудростях ведения филармонических дел нам рас- сказала художественный руко- водитель Наталия Николаевна МЕКАЕВА. – Нынешний сезон проходит под зна- ком авангарда. То есть все мероприя- тия, которые мы проводим, тем или иным образом соприкасаются с этим направлением в искусстве. В основе ле- жит смешение жанров. Вот, например, на открытии мы показали философ- скую притчу «Жизнь человека». Исто- рия была рассказана языком классиче- ской музыки, но при этом присутство- вали элементы и современной элек- тронной музыки – инструмент терменвокс, была задействована поэ- зия символистов –Бальмонт, Цветаева, Ахматова, плюс видеоинсталляция. Проект был осуществлён силами фи- лармонии и её артистов, в нём приняли участие все наши коллективы. «Жизнь человека» – постановка более доступ- ная по форме, которая упредила приезд в Липецк международной труппы с теа- трализованным музыкальным пред- ставлением «Исход в пустыню», ока- завшимся уже значительно сложным для восприятия. Впереди нас ещё ждут подобные действа: планируем приезд Дениса Шаповалова с его мультиме- дийным шоу «Ночные улицы». Однако совершенно необязательно, чтобы наши концерты характеризовались ис- ключительно оригинальностью вопло- щения. Та же «Сакс-мистерия» не была чем-то новаторским по форме, тем не менее музыка звучала авангардная, что укладывалось в нашу стратегическую канву. – Почему вы выбираете именно эту тема- тику? – Во-первых, чтобы привлечь зрителя новизной. Во-вторых, чтобы иметь возможность говорить с залом на инте- ресном, необычном языке, – ведь это всегда увлекательно! К тому же мне, как художественному руководителю, такая политика очень помогает в составле- нии репертуарного плана. Дело в том, что я в прошлом – режиссёр, и создание концертной сетки на грядущий се- зон – сродни постановке спектакля, длящегося круглый год. Я убеждена, что необходимо всегда что-то при- думывать, чем-то удивлять. Если не будет момента неожиданности, све- жести, – люди охладеют к нам. Мы призваны будоражить умы и сердца, ведь искусство, в хорошем смысле, должно существовать на грани скан- дала. И ничего нет страшного в том, что не всем всё будет понятно. Не- возможно угодить каждому. И мы никогда не шли на поводу у публики. То, что показывает филармония, определяется нашим и только на- шим выбором. А выбор, в свою оче- редь, диктуется необходимостью быть «на корпус» впереди, «на пол- тона» выше зрительского уровня. Люди готовы довольствоваться меньшим от того, что мы должны и способны дать им. Работа с залом не носит спонтанного характера, она глубоко технологична по сути. Ар- тист показывает своё искусство на сцене, всё остальное – не его забота. Привлечение зрителей, стимулирова- ние их интереса – как раз функция фи- лармонии, вне зависимости от того, бу- дет ли это концерт оркестра камерной музыки или спектакль театра абсурда. Мы в постоянном режиме отслежива- ем, что интересно той или иной аудито- рии, по линии детско-юношеского от- деления филармонии проводим целе- направленную работу по подготовке молодого поколения слушателей. Сре- ди постоянных посетителей концертов проводим социологические исследова- ния, в нашей базе данных числится огромная абонементная группа. – Позвольте, но ведь то, о чём вы сейчас говорите, – чистый менеджмент! – Совершенно верно. В СССР деятель- ность учреждений, подобных нашему, осуществлялась по принципу «кирки и лопаты», которые, образно выражаясь, являлись главным инструментарием в работе филармоний. Наталия МЕКАЕВА: Искусство должно жить на грани скандала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz