Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

к у л ь т у р а ПЕРСОНА 37 во енн ого ок руга водит еле м ради оп е ­ ленгат о ра. П оскольку я ри совал и пи ­ сал, м ен я хот ели прикрепить к Ген шта­ бу в кач естве творческого работника, но /^^ тстоял своё желание остаться в де й- '^и вующ е м батальон е. Сов ер ш енн о н е жал ею о тех двух годах. Это был потря­ сающ ий опыт. Вообщ е, у меня есть свое­ образны й культ в жизни: знать всё - от самого низа до а ри сток ратиче ского м ира. Ещё до армии я сменил много раз ­ нообразных рабочих специальносте й: фрезер овщик, тока рь... П отом это всё о рганичн о п ер ешло в профессию. Я ви­ дел разных люде й, а «знани е чел ов ече­ ских душ» исключит ельн о важно им ен­ н о для д е ят ел я искусств. Р ежи ссу ра - как раз та сф ера, где ты обя- зан много е знат ь о людях. У меня повзрослела дочь. Она родилась в 1985 году. С операторско й карьер ой н е сложи ­ лось: поступить во ВГИК н е удал ось. П р обовался я и на а ктёрские курсы. Но повезло мне именно в Щукинке. В Ря­ зани, кстати, из-за этого получилась за ­ бавная ситуация: не успел поступить в Щуку, как меня взяли в Институт куль­ туры вторым преподавателем на то же самое отделение, с которого я ушёл. Представляете, я ставил спектакли со студентами, с которыми раньше сидел за одно й парт ой. То есть курс, на кото­ ры й мн е д ов ел ось поступить в своё в ре­ мя, я сам ж е и выпускал! За год до окончания Щукинского учили­ Посл е службы в ернул ся к с ебе в посёлок, на завод. Но я понимал - моё м е сто н е зде сь. Л ^ о р е м естны й в оенкомат ^^ едл ож и л по разнарядке ^ поступить в военное училище в Рязани. Я сообразил, что это как раз тот шанс, которы й п озволит п еребрать ся побли ­ ж е к ци вилизации. А там и Москва н е­ далек о. Заб ега я вп ерёд, п оясню: м ен я всё ещё не п окидала кинооп ерат о р ская мечта. А обучиться этому ремеслу мож­ но было только в столице. Когда мы прибыли в Рязань, я немед ­ ленно попытался забрать документы из училища, что было непросто. Но они всё-таки оказались у меня в руках. Од­ нако было решительно непонятно, что делать в чужом городе без прописки и работы. Так я и попал в театр. Звучит неожиданно, но я де й ствит ельн о уст р о­ ился в 1984 году в областной д ра мати­ ч е ский т еатр монти р овщиком. Гд е и пр о раб отал ц елых де сять лет . Побывал практич ески во всех связанных со сце­ но й р олях: участвовал в массовках, играл, зани мался св ет ом, звуком, д ек о­ раци ями. Мн е даже предлагали чт о-то поставить - в едь все знали, что я пишу пьесы. Отказался - ещё не время, да и образования специального не было. Годам к тридцати, кажется в 1993-м, я решил восполнить этот пробел и пошёл в Рязански й ин ститут культ уры обу ­ чаться режи ссу ре. Отучившись два ку р­ са, поступил на заочно е отд еление в знам енит о е Щукин ск ое училище на ка­ федру к не менее знаменитому Хе йфе­ цу. На тот мом ент я чётко понимал, что н е обходимо двигаться вп ерёд. Над о было к ормить семью, к тому времени у П л а н и р у ю з а г о д о с и л и т ь п я т ь - ш е с т ь СПЕКТАКЛЕЙ. В ы б и р а я р е п е р т у а р , ОТДАЮ ПРЕДПОЧТЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ д р а м а т у р г и и : Ч е х о в , Г о г о л ь , О с т р о в с к и й . . . Э ща - в 1998 году - меня пригласил ново­ сибирски й театр «Ст арый д ом», где со ­ стоялась моя пер вая самостоят ельна я п р оф е ссиональная постановка. Это был моно спектакль «Акт» - композиция по Чехову, Островскому, У айльду и даже Чук овскому. Его до сих по р игра ют на сцене. «Акт» - постановка эксперимен­ тальная, лабораторная, фестивального формата. Эту форму с исполнительни­ ц ей гла вной р оли И рин ой С еребр ов- ской мы выбрали не слу чайно. П ерел о­ патили по р ядка с е мид е сяти классич е­ ских монологов, из кото рых оставили н е обходимо е. С пектакль посвящён на­ сущной для т еатраль ного п ространства теме. Театр не является иллюзорным, возвышенным миром. В нём много бо ­ лезне й, интри г, зависти, цинизма. Дал е­ к о н е кажд ому ак тёру уг отовано стать усп е шным, знам ениты м, «на р одным». О судьб е такого чел овека мы и рассказа­ ли. У спектакля очень необычная судь­ ба. После премьеры мы показывали его на театральном фестивале в Перми... где неожиданно для всех взяли грант! При­ чём соперники были весьма и весьма се­ рьёзные - Москва, Питер, даже загра­ ница. Мы объехали с «Актом» всю Рос­ сию. Спектакль показал телеканал «Культура». А некоторое время спустя мы получили грант ещё и в Польше. Хо ­ телось бы показать эту постановку и ли­ пецкому зрителю. Она является мое й г о рд остью - самая «долгоживущая» из всех и, пожал уй, самая известная. После «Акта» меня стали приглашать разные театры. Были предложения из Москвы. Но я не спешил менять Ново­ сибирск на что-то другое. Меня привле­ кала возможность делать какие-то свои экспериментальные вещи. Удачным был спектакль «Томление», поставлен­ ны й п о мотивам тво рче ства японских п р озаиков. Его та кже снимала «Культу­ р а». Ездили с ним по России, играли на малых сц енах Пу шкинского т еатра и Л ейк ома в Москв е. М оим дипломным п р о ект ом были «Служанки» Жана Ж ене. М оя версия далека по стилистике от нашумевше й раб оты Романа Г ри го­ рь евича Виктюка. Однако всё это были спектакли для узко й ауди то рии - слиш­ ком ка мерные, что не давало им надол­ го оставаться на подмостках. Делать по ­ становки исключительно для фестива­ ле й п однадо ел о. Я р ешил несколько из ­ менить сво й т во рче ский ку рс - решил делать «театр для люде й ». С 200 1 года начал сотрудничать с драма­ тическим театром в маленьком городке Бий ске. А в 2003-м стал главным режис­ сёром в этом же театре. При этом не бро ­ сал и новосибирски й «С тарый д ом», в кото р ом до сих по р идут мои сп ектакли. П осл едн яя п ре мь ера состоится 20 с ен ­ т яб р я. Р ежи ссё р, как я считаю, долж ен раб отать с разны ми труппа ми, это д ер ­ жит в тонус е и даёт п остоянную подпит­ ку. Таким об раз ом, ра звива е тся и театр, и актёры, и глаз не «замылива ет ся». Всё это в ре мя я оставался ста р шим п реп о ­ дава теле м на каф едре режи ссу ры в Ря­ занском институт е культуры. П осл ед ­ ний свой ку р с выпустил в 2006 г оду. П е ­ даг огич е скую д е ят ельн ость, к сожал е ­ ни ю, пока п ри шлось п рекратить. В а вгуст е зак ончился мой ко нтракт с Бий­ ском, и я оказался в Лип ецке. У сп ел п о ­ смот реть не сколько сп ектаклей Г осу­ да р ств енн ого акад е мич е ского т еатра дра мы им ени Т олстого. Ко е-чт о отм е ­ тил дл я себя. Поле деятельности - до ­ вольно широкое. Можно делать и ака­ демические вещи, и эксперименталь ­ ные. Главное - чтобы театр оставался живым и интересным. Планирую за год осилить пять-шесть спектакл ей. Выби­ ра я репертуар, отдаю п редп очт ение кла ссич е ской дра мату ргии: Чех ов, Го­ голь, Ос тр овский... Как режи ссё р я до ­ вольно д емократичен. Для меня важно, чтобы была команда, чтобы артисты понимали и поддерживали меня. По ­ пробуем быть друг другу полезными и вместе что-то поискать! З а п и с а л Р о м а н ХОМУТ СКИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz