Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Экранизация рассказа Булгакова под аккомпанемент Вертинского Россия, 2008 Режиссёр Алексей Балабанов В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Алексей Полуян Жанр – драма Морфий Э кранизации и спектакли по произведениямМихаила Афа- насьевича Булгакова настоль- ко мощно мифологизирова- ны, что каждая очередная по- пытка что-то сделать с наследием вели- чайшего из писателей начала XX столетия вызывает бурю пересудов и домыслов. Я как давний и преданный поклонник Булгакова всегда интересовался любы- ми экранными и сценическими вопло- щениями произведений любимого ав- тора и вот что имею сказать по этому поводу. Помимо классических и шедевральных картин «Собачье сердце» и «Бег», из всего, что мне довелось увидеть в по- следние годы, относительного внима- ния заслуживает, пожалуй, лишь мно- госерийный телевизионный фильм по «Мастеру и Маргарите». Остальные те- атральные и кинопостановки оставля- ли только горькое осознание того, что творчество Михаила Афанасьевича удачно переработать по силам очень и очень немногим режиссёрам. Поэтому известие о том, что на экраны вышла новая художественная лента по Булга- кову, немало меня заинтриговало. РежиссёрАлексейБалабанов, чейтрил- лер «Груз-200» наделал немало шума в прошлом году, – фигура в отечествен- ных кинематографических кругах оди- озная. Про Балабанова можно сильно не распространяться, достаточно про- сто назвать некоторые из его фильмов, дабы помочь оценить масштаб этой творческой личности: оба «Брата», «А мне не больно», «Жмурки», «Про уро- дов и людей». Снимает маэстро с конца 80-х, через объектив его камеры про- шла целая плеяда самых известных ак- тёров России. Работы его неизменно пользуются успехом у критики и зрите- лей. Материалом для новой ленты стал автобиографический рассказ Булгако- ва «Морфий». Впервые его опубликовали в журнале «Медицинскийработник»(!) в1927году в виде дневниковых записей о развива- ющейся морфиновой зависимости не- кого доктора Полякова. 1917 год, время смуты, революции, надежд и потерь. В больницу уездного города N приезжает 23-летний врач. Борясь за жизнь паци- ента, Поляков ставит под угрозу свою, и спасает его укол морфия – сильного бо- леутоляющего. Но медик не предусмо- трел эффекта привыкания. Коварный препаратцеликомподчиняетсебежизнь врача… Фильм интересен, прежде всего, трактовкой текста Булгакова сценари- стом Сергеем Бодровым-младшим и ре- жиссёром Балабановым. Учитывая из- вестную склонность последнего ко вся- кого рода киночернухи (я даже осме- люсь изобрести для этого термин некро-реализм), были основания пола- гать, что рассказ послужит лишь осно- вой для очередного балабановского без- жалостногомесива. По счастью, кровии натурализма в фильме примерно столь- ко, сколько может выдержать зритель среднестатистического ужастика. И это, что самое отрадное, является лишь ча- стью иллюстративного материала, за- действованного в картине. Кроме всего прочего, там же мы видим замечательно запечатлённый быт нача- ла прошлого века, лубок, помещичьи усадьбыи грязноватые больничные по- кои. Всё это – под аккомпанемент «бананово-лимонного Сингапура» Вертинского, который как бы оттеняет и посмеивается над серым мрачнова- тым колоритом кадра. Но главное – это актёрский ансамбль. Главная роль, ис- полненная Леонидом Бичевиным, реа- лизована выше всяких похвал. И не ждёшь вроде бы от молодого артиста ничего экстраординарного, оттого и приятнее органика, с которой он во- площает доверенный образ. Что уж го- ворить о заслуженных Дапкунайте и Панине! Каждый из них выступил во вполне непривычном для себя амплуа, их игра – непреложная часть свое- обычного настроения этой драмы. Лю- бопытное наблюдение: кино снято о той же эпохе, что и «Адмиралъ», но только как же по-другому! . С новинками DVD знакомил Роман ХОМУТСКИЙ 46 гид С К О Р О Н А D V D *материалы для рецензии предоставлены магазином Сингл* Вот некоторые из фильмов режиссёра Алексея Балабанова: оба «Брата», «Егор и Настя», «А мне не больно», «Жмурки», «Про уродов и людей», «Груз-200»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz