Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
42 гид И С Т О Р И Я «1929 Г ОД. Суровая снежная зима. Глухой молчали- вый лес, — писала газета «Коммуна» от 12 января 1934 года в заметке «Милли- он тонн чугуна». —По перелеску кочует бригада. Люди гуськом идут друг за другом... вешками отмечают границы площадки будущего строительства. На помятом чертеже – огромный прямо- угольник. Здесь будет строиться метал- лургический завод. 23 декабря 1930 года на площадку пришли две пары пильщиков. Первым ударникам приходилось ютиться в тес- ных, наскоро вырытых землянках. – Трудности были большие, — вспоми- наетпредседательпостройкома товарищ Матюнин. — Суровая зима, снег по по- яс. Вырыли наскоро три землянки: од- ну – на площадке будущего жилстрои- тельства и две—на участке промышлен- ной зоны, где сейчас проходит канатная дорога (она шла через реку Воронеж и соединяла с обогатительной фабрикой в районе нынешней улицы Механизато- ров. — Прим. авт. ). – Так закладывалась площадка будущего строительства». О том, что под Липецком затевается огромная стройка и что для начала пер- выхработнеобходимывальщикиикор- чёвщики леса, плотники, землекопы и рабочие других специальностей, узнали и жители Казинки. Это старинное село издавна славилось своими мастерами плотницких дел, многие из которых ещё до революции занимались отходниче- ским промыслом, изготавливали срубы жилых домов и колодцев в окрестных городах, сёлах и деревнях. Некоторые сельчане даже уезжали за деньгами в Воронеж и Москву. А тут работа бук- вально под боком. Тогда и потянулись на стройку завода целые артели. Среди первых — бригада Ивана Семёновича Яковлева из Кузьминки, Егора Ивано- вича Гончарова из Ярлуково и Фёдора Антоновича Долгова из Казинки. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться работягам, — жильё. На первом же собрании Иван Яковлев предложил строить каждый барак за 900 так называемых человеко-дней, а не за 1200, как было заложено в смете. В ответ на это артель плотников из Ка- зинки во главе с Фёдором Долговым обязалась построить свой барак за 650 человеко-дней. Своё обещание сдержа- ли. И даже больше – на строительство ушло всего 600 человеко-дней. Это был трудовой подвиг. А немного спустя, 23 мая 1931 года, местная газета «Ударная стройка» написала, что «ударная ар- тель плотников Долгова из 24 человек выстроила барак №15 не за 1140 человеко-дней, предусмотренных пла- ном, а всего за 460». Когда началось возведение первых кор- пусов будущего металлургического ги- ганта, в город стали поступать грузы в огромном количестве — в первую оче- редь по железной дороге. Составы оста- навливались на станции Казинка, где груз перегружали на телеги и везли его в Липецк на гужевом транспорте по грун- товойдороге. Однако с огромнымиобъ- ёмами эти телеги справиться никак не могли. Нужно было строить железно- дорожную ветку от станции Казинка до заводских складов длиной более десяти километров.Какписалавсё таже«Удар- ная стройка», сооружение временной железной дороги от Казинки до пло- щадки «Липецкстроя» началось 8 мая 1931 года. Ее возводили несколько бри- Работы по подготовке площадки для металлургического завода на левобережье реки Воронежа начались задолго до февраля 1931 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров о начале строительства Липецкого завода литейного чугуна на рудах Липецкого района. Об этом рассказывал первый председатель постройкома завода, житель села Казинка Гавриил Иванович МАТЮНИН Первостроители Липецкой Магнитки 1931-32 г. Среди рабочих пятый слева в первом ряду – Матюнин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz