Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
32 культура К А П Е Л Л А приезжала нижегородская капелла мальчиков. После их выступления у ди- ректора Липецкой филармонии Ната- льи Николаевны Мекаевой появилось такое горячее желание создать что-то подобное и у себя, что уже в следующем году из Нижнего Новгорода «выписа- ли» Людмилу Евгеньевну Жаринову, и началась «комплектация» состава. И здесь возникла первая преграда: дет- скиемузыкальныешколысвоих талант- ливых воспитанников отдавать не хоте- ли. Людмила Евгеньевна решила «идти в народ». И пошла! И нашла в этом са- мом народе, то есть в общеобразова- тельных школах, одарённых детей. – Сейчас первый состав уже перерос в юношескую группу. И наши границы расширились: теперь мыможем петь не только детскими голосами – дисконта- ми и альтами, но и тенорами, басами. Хоровое пение – уникальный вид обще- ния, который очень хорошо развивает у детей коммуникабельность. Унас в кол- лективе мальчики разных возрастов от 7 до 16 лет – их умение общаться друг с другом дорогого стоит. Да и вообще я считаю, что для развития хорошего ды- хательного аппарата детям обязательно нужно заниматься пением и плаванием. У нас в капелле, например, поёт маль- чик, который пришёл сюда с астмой. После того как мы начали заниматься, приступы у него прошли. – Век детского голоса очень короток. Как вы справляетесь с проблемой мутации голосов у мальчиков? –Многие хоровые дирижёры, педагоги иврачи-фониаторыговорят, чтосмаль- чиками в этот период нужно быть пре- дельно осторожными. Кто-то даже ис- ключает ребят на время из пения. Я не придерживаюсь этогоправила.Иимен- но в этот момент перехожу на индиви- дуальные занятия. Если до мутации го- лоса мальчик занимался пением, голо- совые связки наработаны, а его на три- четыре года лишить возможности петь, то потом всё придётся начинать заново. А если с ребёнком бережно заниматься, то мышечная память голосовых связок остаётся. У кого-то просто снижается диапазон. – Почему всё-таки хоры мальчиков так востребованы? Чем так уникален маль- чишеский голос? – Во-первых, он колоритен по звуча- нию. До мутационного периода у маль- чиков очень звонкие голоса. Их пение сравнивают с ангельским. Во-вторых, у мальчишек своеобразное, абсолютно отличное эмоциональное восприятие. С ними проще, они очень открытые, восприимчивые, остро реагирующие на малейшую фальшь – и музыкаль- ную, и человеческую. – Современным детям, на ваш взгляд, классическое искусство нужно? – Очень нужно! К сожалению, наши дети многим обделены. То, что они ви- дят по телевизору, не всегда способ- ствует их духовному и нравственному развитию. В хоре мы занимаемся и про- светительской деятельностью, и об- щим развитием. Наши дети хорошо разбираются в русской поэзии напри- мер. Мы много ездим по области с кон- цертами. И детская публика у нас раз- новозрастная. А круг нашей аудитории с каждым годом расширяется. – Сколько же лет должно пройти, чтобы и в Липецке появилась своя традиция дет- ского хорового пения? – Минимум десять-пятнадцать лет. Но для того чтобы традиция по- настоящему сложилась, здесь должна быть специализированная хоровая школа – отдельное учебное заведение. В Нижнем Новгороде такое есть: оно поделено на две ступени: музыкальная школа и колледж, по окончании кото- рого выпускники поступают либо в ин- ститут культуры, либо в консервато- рию. То есть это целая система образо- вания. А мы – только в начале пути. Когда я уходила из филармонии, где ка- пелла репетирует, мне почему-то вспомнился Париж. Церковь Сакре- Кёр наМонмартре. Я зашла в практиче- скипустойСобор. Сквозь витражилучи заходящего солнца плели узоры на полу. Но всё пространство Церкви за- полнил голос – светлый, чистый и не- понятно откуда исходящий: то ли из- под пола, то ли из-под купола. Но этот голос был осязаем, и до сих пор, вспо- миная это, мне кажется, что он касался моих волос. … Дети пели «Богородицу» ангельски- ми голосами. А у меня перед глазами проплывало парижское воспоминание. Пойте, мальчики! Очищайте душу. . Евгения ИОНОВА Фото из личного архива Л.Е. ЖАРИНОВОЙ Самое начало: первый состав хоровой капеллы мальчиков. Липецк, 2003 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz