Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
46 гид С К О Р О Н А D V D Режиссёр Юрий Грымов В ролях: Скарлет МакАлистер, Виктор Бычков, Алексей Полуян, Кэтлин Гати, Артем Федотов Жанр – драма Россия-Египет-США, 2008 Чужие Н и для кого не секрет: льви- ную долю рынка проката в России составляют фильмы, произведённые в США. Вне зависимости от жанра это в основном развлекательные картины, не осенённые глубоким социальным или экзистенциальным смыслом. Американцы относятся к походу в ки- нотеатр примерно так же, как к любому другому виду досуга, будь то посещение МакДоналдса или аквапарка. Такова специфика «культуры потребления», сформированная голливудской «фа- брикой грёз». Кино рассматривается как рентабельный бизнес, субъектом которого является массовый зритель, а объектом – извлечение сверхприбыли. В пику воротилам от штатовских студий-гигантов, Юрий Грымов выпу- стил ленту, которую уже успели назвать «антиголливудским» фильмом. А так- же «антиамериканским». Не буду пере- числять все эпитеты, употреблённые к грымовскому кино. Хочу лишь обра- тить ваше внимание на то, что лента «Чужие»отнюдьненоситагитационно- пропагандистского характера. Её вос- приятие зависит от того, кто и что в ней ожидает увидеть. Поле для рассужде- ний режиссёр оставляет довольно ши- рокое, не вдаваясь в патетику и разве- шивание ярлыков. Думаю, автор и сам не хотел, чтобы его работа однобоко и категорично оценивалась как «анти- американская» или нечто в этом роде. Об этом, кстати, свидетельствует и ре- кламная кампания «Чужих», понять из которой, о чём конкретно кино, весьма сложно. Я, чтобы внести в это многооб- разие мнений и свою лепту, назвал бы фильм русской вариацией (но не ана- логом!) «Вавилона» с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт. Действие картины происходит в наши дни в зоне внутринационального кон- фликта, куда в качестве миротворцев заброшены российские войска. В горя- чую точку, напоминающую то ли Чеч- ню, то ли Афганистан, с благотвори- тельной миссией прибывает «коман- да» врачей из США: тяжело пережива- ющаяневозможностьвоспроизведения потомства бездетная супружеская чета, пара гомосексуалистов, готовящаяся к законному бракосочетанию, и одино- кая учительница, этакая стареющая грымза. Архитипчики те ещё, чувствуе- те? «Средние американцы», характер- ные персонажи американских же филь- мов, роли которых исполняют, заметь- те, аутентичные американские актёры. Не вдаваясь в подробности сюжета, ска- жу, что «Чужие» – фильм о столкнове- нии разных, чуждых культур. Об извеч- ном противостоянии России, Америки и Востока. «А треугольник – фигура жёсткая», – замечает один из героев. В широком смысле, как мне показалось, акцент сделан на правомерность пре- тензий тотальной культурной экспан- сии «избранной Богом нации» (Дж. Буш-младший). Вопрос более чем акту- альный в рамках глобализационных процессов, захвативших современный мир. Ценность подобного миссионер- ства зрители могут оценить сами. «Я выросла в Санкт-Петербурге», – от- кровенничает одна из героинь. – Слы- шала, что где-то в Сибири так тоже не- давно назвали город». «Их общество нездорово как с медицинской, так и с моральной точки зрения. Я сам был свидетелем убийства русского заклю- чённого террористами. Америка не должна стоять в стороне, Америка должна действовать!» – провозглашает один из «врачей» доброй воли, кото- рый самолично и лишил жизни этого пленника, – русского хирурга, спасше- го от гибели одного из «команды» аме- риканцев. Художественный успех «Чужих» за- ключается в том, что Грымов не стал уподобляться коллегам по цеху из США, которые культивируют в своих фильмах образ русского человека как олицетворение холодной войны и зла или как пьяного медведя в ушанке и с балалайкой. Наш режиссёр поступил тоньше, изобразив янки без какого бы то ни было откровенного сарказма или пренебрежения. Картина полна неяв- ных символов, начиная от откровенно- го намёка в названии и начальных ти- трах на одноимённый фантастический триллер о тварях, грозящих человече- ству уничтожением, до образа добро- вольно совокупляющейся с «диким» боевиком американки, жаждущей за- беременеть от него. Со времён «Брата-2» мы, пожалуй, впервые ви- дим не сказочную страну изобилия или милитаристского монстра из новостей, а «красоту по-американски» в лицах и реалиях. «А треугольник – фигура жёсткая»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz