Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
о б щ е с т в о О Б РАЗОВАНИ Е 2 9 д о е предпри яти е нынче ст ре мится по казать своё лицо - и на раб оч ей од ежде эт о тож е от ражает ся. По ц ветам и над писям на комбинезонах можно отли- С ть, кто и где работает, как с[)утболи- зв по расцветке формы. Кто такой современный рабочий.? Это человек, не просто владеющий своей » профессией, но и открытый новым зна ниям, умеющий работать как руками, так и головой. Сейчас сложно утверждать, что человеку труда (как лозунгово любили в советское время называть рабочего) в нащем об ществе оказывается всеобщий «респект и уважуха» (т.е. в переводе с клубного: почет и уважение). Снобизма у нас всегда хватало. Могу сказать одно, перефрази руя классика детской литературы: рабо чие разные нужны, а игнорировать мож но только трутней. О БРАЗОВАНИЕ ^ | АГОРЯЧИЙ ОБЕД ^ ^ я того чтобы вырастить одного рабо чего, наше государство тратит в год в 4- среднем порядка 40 тысяч рублей (это для нашего региона). При этом моло дой человек в учреждениях начального профессионального образования полу чает не только профессию, но и гаран тированное бесплатное среднее обра зование и горячий обед. Между про чим, именно для того, чтобы получить горячее питание, по подсчетам специа листов , в учреждения начального профобразования страны идут учиться 6 процентов из общего количества уча щихся. В Липецкой области 80 процен тов воспитанников в системе НПО - дети из многодетных, неполных, труд ных, малообеспеченных семей. А 10 процентов, то есть немногим более ты сячи, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Такова гро- мадная социальная роль начального профобразования. По словам замести теля начальника управления образова ния и науки Липецкой области Алексея Грушихина, начальное профессиональ ное образование решает не только во просы подготовки специалиста, но и ставит задачу социализации, социаль ной защиты учащихся. СТАТУС УЧИЛИЩА Пока у нас в области официально нет ни одного специализированного коррек ционного училища. Хотя, конечно, и пятое липецкое, где обучаются дети с нарушением слуха не только из нашего. но и из соседних регионов, и тридцать третье лебедянское работают уже давно и успешно. Так вот сейчас рассматрива ется вопрос, чтобы училищу № 33 по селка Агроном Лебедянского района такой статус дать. Там обучаются дети с задержкой психического развития. И, как правило, это в большинстве случаев дети-сироты. Почему раньше не реша лись официально называть подобное училище «специализированным кор рекционным».? Из-за боязни, что чело века с дипломом такого учреждения не возьмут на работу. Сегодня картина не много изменилась: от статуса училища зависят и норматив наполняемости группы, и количество педагогов, и до плата сотрудникам... Д м и т р и й МЕДВЕДЕВ: Д л я ПЕРЕХОДА к ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ НОВУЮ СИСТЕМУ п о д г о т о в к и КАДРОВ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ Возможно, что учиться во всех учреж дениях начального профессионально го образования придётся немного меньше, чем сейчас. Чем вызвана та кая, быть может, радостная для кого-то новость.? Дело в том, что с 1 сентября 2009 года планируется ввод нового го судар ственного обр а зовательн ого стандарта уже третьего поколения. Ныне существующие государственные образовательные стандарты по про фессиям и специальностям нацелены на то, чтобы детям дать знания. Но чем больше теории, тем меньше практики. А новые стандарты, разработанные со вместно с работодателями, ставят зада чи развития компетентности у детей. То есть 80 процентов практики и 20 - теории. Специалисты считают это пе реворотом в образовательном процес се подготовки кадров, отказом от каби нетного образования. В Германии, на пример, выпускник школы сначала устраивается на работу, а только затем поступает в вуз или училище. То есть совмещает теорию с практикой, имея при этом возможность задавать вопро сы и там, и там. Хотела бы я посмо треть, как заработает такая схема у нас! Бород у наших работодателей боярских нет, а добровольно брать «кота в меш ке» пока желающих мало. ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО Отношения между учебными заведени ями начального профобразования и ра ботодателями непростые. Только про фессиональный лицей № 10 и метал лургический колледж являются ба зо выми для ОАО «НЛМК». Комбинат принимает участие и в подготовке ре бят, и в их аттестации, и берёт их на ра боту, предоставляя некоторые социаль ные льготы. Такую практику взаимовы годного партнерства сегодня пытаются возродить, но на всё нужно время. А ме таллурги уже сейчас шагнули вперёд: десятый профлицей и металлургиче ский колледж планируют объединиться в политехнический колледж. После по беды в нацпроекте в прошлом году ли цеисты так усовершенствовали мате риально-техническую базу, что позави довать им могут даже в вузах. Теперь ею будут пользоваться и студенты метал лургического колледжа. Металлурги каждый год гарантирован но обновляют свою профессиональную кровь. Это выгодно. Ведь ситуация на рынке труда складывается неутеши тельная: статистика говорит, что трудо способное население убывает. Кто при дёт на смену человеку с опытом.? Безу сый юнец с «корочкой» и без практики.? Правда, та же статистика показывает, что наибольшим спросом на рынке пользуются именно рабочие специаль ности. 90 процентов выпускников про фессиональных училищ и лицеев без труда устраиваются на работу. То есть все они востребованы. А вот со специа листами с высшим образованием слож нее. В них нуждаются меньше - они и «толкаются» на бирже труда. В июне 2006 года был даже разработан ком плекс мер по совершенствованию и раз витию начального и среднего проф образования, чтобы изменить перекос в образовании (ведь нужно же находить применение многочисленной армии ди пломированных специалистов). Неко торые из тех, кто получил «некаче ственное» высшее образование, через какое-то время приходят в профтехучи лища, чтобы получить профессию, ко торая бы их кормила. Например, в про шлом году 40 выпускников липецких вузов «переобучились» в третьем учи лище. Наверное, став пекарями и пова рами, они оказались более востребо ванными. Е вг ен и я ИО НОВА :л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz