Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

о б щ е с т в о О Б РАЗОВАНИ Е 2 9 д о е предпри яти е нынче ст ре мится по ­ казать своё лицо - и на раб оч ей од ежде эт о тож е от ражает ся. По ц ветам и над ­ писям на комбинезонах можно отли- С ть, кто и где работает, как с[)утболи- зв по расцветке формы. Кто такой современный рабочий.? Это человек, не просто владеющий своей » профессией, но и открытый новым зна ­ ниям, умеющий работать как руками, так и головой. Сейчас сложно утверждать, что человеку труда (как лозунгово любили в советское время называть рабочего) в нащем об ­ ществе оказывается всеобщий «респект и уважуха» (т.е. в переводе с клубного: почет и уважение). Снобизма у нас всегда хватало. Могу сказать одно, перефрази­ руя классика детской литературы: рабо ­ чие разные нужны, а игнорировать мож­ но только трутней. О БРАЗОВАНИЕ ^ | АГОРЯЧИЙ ОБЕД ^ ^ я того чтобы вырастить одного рабо ­ чего, наше государство тратит в год в 4- среднем порядка 40 тысяч рублей (это для нашего региона). При этом моло ­ дой человек в учреждениях начального профессионального образования полу­ чает не только профессию, но и гаран­ тированное бесплатное среднее обра ­ зование и горячий обед. Между про ­ чим, именно для того, чтобы получить горячее питание, по подсчетам специа­ листов , в учреждения начального профобразования страны идут учиться 6 процентов из общего количества уча­ щихся. В Липецкой области 80 процен­ тов воспитанников в системе НПО - дети из многодетных, неполных, труд­ ных, малообеспеченных семей. А 10 процентов, то есть немногим более ты­ сячи, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Такова гро- мадная социальная роль начального профобразования. По словам замести­ теля начальника управления образова ­ ния и науки Липецкой области Алексея Грушихина, начальное профессиональ­ ное образование решает не только во ­ просы подготовки специалиста, но и ставит задачу социализации, социаль­ ной защиты учащихся. СТАТУС УЧИЛИЩА Пока у нас в области официально нет ни одного специализированного коррек­ ционного училища. Хотя, конечно, и пятое липецкое, где обучаются дети с нарушением слуха не только из нашего. но и из соседних регионов, и тридцать третье лебедянское работают уже давно и успешно. Так вот сейчас рассматрива­ ется вопрос, чтобы училищу № 33 по ­ селка Агроном Лебедянского района такой статус дать. Там обучаются дети с задержкой психического развития. И, как правило, это в большинстве случаев дети-сироты. Почему раньше не реша­ лись официально называть подобное училище «специализированным кор ­ рекционным».? Из-за боязни, что чело ­ века с дипломом такого учреждения не возьмут на работу. Сегодня картина не ­ много изменилась: от статуса училища зависят и норматив наполняемости группы, и количество педагогов, и до ­ плата сотрудникам... Д м и т р и й МЕДВЕДЕВ: Д л я ПЕРЕХОДА к ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ НОВУЮ СИСТЕМУ п о д г о т о в к и КАДРОВ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ Возможно, что учиться во всех учреж­ дениях начального профессионально ­ го образования придётся немного меньше, чем сейчас. Чем вызвана та ­ кая, быть может, радостная для кого-то новость.? Дело в том, что с 1 сентября 2009 года планируется ввод нового го­ судар ственного обр а зовательн ого стандарта уже третьего поколения. Ныне существующие государственные образовательные стандарты по про ­ фессиям и специальностям нацелены на то, чтобы детям дать знания. Но чем больше теории, тем меньше практики. А новые стандарты, разработанные со ­ вместно с работодателями, ставят зада ­ чи развития компетентности у детей. То есть 80 процентов практики и 20 - теории. Специалисты считают это пе ­ реворотом в образовательном процес­ се подготовки кадров, отказом от каби­ нетного образования. В Германии, на ­ пример, выпускник школы сначала устраивается на работу, а только затем поступает в вуз или училище. То есть совмещает теорию с практикой, имея при этом возможность задавать вопро ­ сы и там, и там. Хотела бы я посмо ­ треть, как заработает такая схема у нас! Бород у наших работодателей боярских нет, а добровольно брать «кота в меш­ ке» пока желающих мало. ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО Отношения между учебными заведени ­ ями начального профобразования и ра­ ботодателями непростые. Только про ­ фессиональный лицей № 10 и метал­ лургический колледж являются ба зо ­ выми для ОАО «НЛМК». Комбинат принимает участие и в подготовке ре ­ бят, и в их аттестации, и берёт их на ра­ боту, предоставляя некоторые социаль­ ные льготы. Такую практику взаимовы­ годного партнерства сегодня пытаются возродить, но на всё нужно время. А ме ­ таллурги уже сейчас шагнули вперёд: десятый профлицей и металлургиче ­ ский колледж планируют объединиться в политехнический колледж. После по ­ беды в нацпроекте в прошлом году ли ­ цеисты так усовершенствовали мате­ риально-техническую базу, что позави ­ довать им могут даже в вузах. Теперь ею будут пользоваться и студенты метал­ лургического колледжа. Металлурги каждый год гарантирован­ но обновляют свою профессиональную кровь. Это выгодно. Ведь ситуация на рынке труда складывается неутеши ­ тельная: статистика говорит, что трудо­ способное население убывает. Кто при­ дёт на смену человеку с опытом.? Безу ­ сый юнец с «корочкой» и без практики.? Правда, та же статистика показывает, что наибольшим спросом на рынке пользуются именно рабочие специаль­ ности. 90 процентов выпускников про ­ фессиональных училищ и лицеев без труда устраиваются на работу. То есть все они востребованы. А вот со специа­ листами с высшим образованием слож­ нее. В них нуждаются меньше - они и «толкаются» на бирже труда. В июне 2006 года был даже разработан ком ­ плекс мер по совершенствованию и раз ­ витию начального и среднего проф ­ образования, чтобы изменить перекос в образовании (ведь нужно же находить применение многочисленной армии ди ­ пломированных специалистов). Неко ­ торые из тех, кто получил «некаче ­ ственное» высшее образование, через какое-то время приходят в профтехучи­ лища, чтобы получить профессию, ко ­ торая бы их кормила. Например, в про ­ шлом году 40 выпускников липецких вузов «переобучились» в третьем учи ­ лище. Наверное, став пекарями и пова­ рами, они оказались более востребо ­ ванными. Е вг ен и я ИО НОВА :л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz