Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

42 гид Ч Т Е Н И Е *материалы для рецензии предоставлены сетью магазинов «Книгомир»* П о жалуй, он наиболее извест- ный прозаик из числа совре- менных классиков. Право считаться таковым он зара- ботал хотя бы тем, что его произведения включены в обязатель- ную школьную программу России и Украины, а большинство текстов пере- ведены и с успехом продаются на мно- гих языках мира. Чего мыждём от Пелевина? Каждая по- следующая книга его – интрига, загад- ка, лабиринт, сплетённый из невероят- ного количества медийных реалий, фи- лософских притч, галлюцинозных ви- дений, «фэнтезийного» сюра, тео- софских, мифогенных и прочих аллюзий. Рецепт своего успеха словес- ный кулинар выверил годами упражне- ний на литературной кухне, благодаря чему характерный язык и способы по- строения сюжета стали узнаваемым фирменным знаком. Тексты писателя – многослойный пирог, оценить все вку- совые достоинства которого сможет подготовленный дегустатор – читатель, сведущий в истории культуры, религии и философии. Тем не менее проза Пеле- вина вовсе не предназначена исключи- тельно высоколобым книжным чер- вям, она по-хорошему современна, зло- бодневна, интуитивно понятна. Заключив соглашение с издательством «ЭКСМО», Виктор Пелевин исправно выдаёт минимум по одному полновес- ному фолианту в год. Последняя рабо- та под хитрым кодированным назва- нием «Прощальные песни политиче- ских пигмеев Пиндостана» была напе- чатана неслыханным тиражом – сто пятьдесят тысяч экземпляров. «П5» – сборник из пяти сюжетно не связан- ных друг с другом новелл: «Зал пою- щих кариатид», «Кормление крокоди- ла Хуфу», «Некромент», «Простран- ство Фридмана» и «Асассин». Каждая представляет собой законченную, по- пелевенски мистическую вербальную конструкцию, наделённую множе- ством смысловых и эмоциональных оттенков. В книге представлено пять неких полу- фантастических срезов окружающего мира. Препарированные образы пред- ставляются вполне земными: прости- тутки, олигархи, «гаишники», фокус- ники, убийцы. Авотпроходящие сквозь них иллюзорные нити повествования имеют отношение, скорее, к ирреаль- ности. Преломление Пелевиным обы- денных вещей с помощью своей соб- ственной семантической системы, при- дание предметам и событиям иных, альтернативных, трактовок – тут писа- тельская фантазия разворачивается в полную силу. Правда, иногда не совсем понятно, куда же всё-таки клонит ав- тор. Однако кто сможет мне объяснить, куда, например, клонит в своих филь- мах Дэвид Линч? Так что предназначе- ние «П5» – это, скорее, поковыряться в собственных мозгах, нежели копаться в поисках очевидных ответов в тексте. Книга, как обычно у Пелевина, изоби- лует будто бы специально заготовлен- ными для цитирования фразами, впро- чем, как и неявными отсылками к дру- гим источникам. Постоянная голово- кружительная игра слов, пере- иначивание значений – всё на месте. Общим для всех пяти произведений яв- ляется, пожалуй, ощущение полёта над привычностью, обыденностью вещей, погружение в «расширенное» состоя- ние осознания действительности. Пять таблеток, заглотив которые, вы сможе- те увидеть явь другими глазами. По ху- дожественному воздействию, надо от- метить, пилюли не являются эквива- лентными. История «Некромента» – генерала ГАИ, кремировавшего людей заживо и прятавшего прах в «лежачих полицейских», в сравнении с другими, показалась какой-то надуманной и из- лишне многословной. Но заглавный рассказ «Зал поющих кариатид» о се- кретном «доме толерантности» для олигархов, организованном спецслуж- бами под Рублёвкой, радует изяще- ством и саркастическим юмором. Виктор Пелевин написал не лучшую свою книгу, тем не менее интеллекту- альная провокация для вашего разума, очередная мастерская иллюзия послу- жат отличным стимулом чуть-чуть рас- шевелить мозги – тут можете быть уве- рены. . Роман ХОМУТСКИЙ Проза Виктора Пелевина вместо песен политического протеста Что мы знаем о Пелевине? Воистину, невозможно говорить об актуальной русской литературе, не упоминая в контексте его имени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz