Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
39 культура Б И Б Л И О М А Р Ш Р У Т Галина Семёновна ГУРЬЕВА Окончила Воронежский государственный университет. По образованию – филолог. Начинала заведующей в липецкой городской библиотеке №16. В библиотечном деле – тридцать лет. И уже 15 лет заведует Центральной городской детской библиотекой. визитная карточка Наш собеседник – Галина Семёнов- на ГУРЬЕВА, заведующая Цен- тральной детской городской библи- отекой, заслуженный работник культуры РФ. – Дети, подражая взрослым, читают то, что модно. Классика русская и зарубеж- ная – это по необходимости, потому что задают в школе. Но не всегда мод- ную литературу можно назвать хоро- шей. Как выйти из положения? Думаю, нужно переиздавать те книги, которые прочитаны и любимы не одним поко- лением людей. Они должны быть кра- сочными, иллюстрированными. Тогда есть шанс, что ребёнок заинтересуется и прочтёт. Из современных авторов сегодня чита- ют Марину Москвину, Андрея Усачёва, Олега Кургузова, Ирину Пивоварову, Софью Прокофьеву. В основном это приключенческая литература. Оно и понятно: в детском возрасте всегда хо- чется пофантазировать. Пусть мечта- ют! Всё-таки это высокохудожествен- ная литература. Не потеряли своей ак- туальности Валентина Осеева, Лидия Чарская, Александр Беляев. Несколько лет назад огромной попу- лярностью пользовались комиксы. Нас, библиотекарей, это насторажива- ло. Ведь яркие картинки отнюдь не раз- вивают воображение, любовь к чте- нию. Но сейчас, к счастью, это веяние прошло. – А как себя чувствует Гарри Поттер на библиотечных полках? – Читают. Но уже меньше. Одно время на Гарри Поттера у нас была даже оче- редь. Мы составляли спискижелающих прочитать. Что поделать, реклама ока- зывает большое влияние. Хотя лично я такие произведения вовсе не считаю литературой. – Подобные опусы влияют на личность ребёнка? – Безусловно. И не в лучшую сторону. Но мы научились выходить из положе- ния. Каждое лето в библиотеке прово- дим конкурс «Литературное лето», в котором обычно участвует около 500 детей. Они пишут нам отзывы о понра- вившейся книге, рисуют, делают подел- ки. А мы проводим своеобразное соци- ологическое исследование. Так вот, если в девяностые годы ребят интере- совали сплошь Поттеры, черепашки ниндзя и другая низкопробная литера- тура, то в последнее время вкусы детей, не без помощи наших библиотекарей, начали меняться. Мы стали рекомендо- вать школам списки хорошей классиче- ской и современной литературы для летнего чтения. И такая позиция дала хорошие результаты. В этом году из пя- тисот ребятишек только один написал, что «Гарри Поттер» – хорошая книга. Это серьёзный момент! Но особенно приятно, что дети рекомендуют понра- вившиеся книги друг другу. Так форми- руется общественный вкус. Большой проблемой я считаю то, что дети сегодня не умеют говорить, чётко выражать свои мысли. Порой слышу ужасное: «Мне понравилась эта книга, потому что она понравилась». Не хотят ребятишки читать самостоятельно, по- скольку выросло поколение нечитаю- щих родителей. Нет навыка домашнего чтения, в кругу семьи. Иногда приходит в библиотеку восьмиклассник, а читает чуть ли не по слогам. Стало быть, он функционально неграмотен, не может освоить простой текст. Поэтому часто я провожу встречи с мамами и папами, объясняю, что такое положение чревато серьёзными последствиями. Ведь на- ция, у которой не сформирован хоро- ший литературный вкус, обречена на де- градациюи распад. Порой родители пы- таются самостоятельно выбрать книги для своего чада. Но ведь чтобы ребёнка заинтересовать, надо знать его психоло- гию, ориентироваться на возрастные особенности развития личности. Здесь незаменимую помощь оказывают про- фессионалы, опытные педагоги-биб- лиотекари, которые в совершенстве зна- ют потребности юных читателей. – Есть мнение, что детское чтение сегод- ня стало более поверхностным, мозаич- ным, разорванным. Чему, кстати, в нема- лой степени способствуют некоторые школьные вариативные программы. Как вы к этому относитесь? – Целостности восприятия, безуслов- но, не хватает сегодняшним школьни- кам. И если говорить честно, то я за классическое образование. В нём мно- го хорошего. Сегодня, например, дети очень мало учат наизусть. Память, мышление, речь – не тренируются. Гра- мотность падает. Теперь учащиеся всё больше пишут доклады (даже по физ- культуре!), но не говорят. Можно ли к этому хорошо относиться? – Стало популярным издание разного рода энциклопедий. Стоит ли их реко- мендовать детям? – Если хотите отучить ребёнка от би- блиотеки, подарите ему кучу ярких но- вых энциклопедий. Вот в чём суть. Во многих новых энциклопедических из- даниях нет предметного указателя, они не систематизированы, а набор статей напоминает, извините, винегрет. Такой же винегрет будет у ребёнка в голове. В классических же изданиях, которые я, напротив, приветствую, есть содержа- ние, ключ (то есть алфавитный и пред- метный указатель). Всё чётко и понят- но. Школьник может спокойно ими пользоваться. К счастью, эту разницу теперь начинают понимать и липчане. Подводя итог, ещё раз повторю: буду- щее ребёнка – в классическом образо- вании. А классическая художественная литература – его воспитание. Можно быть образованным человеком, но не- воспитанным. Если же маленький че- ловек вырос на хорошей литературе, из него обязательно получится и хороший взрослый. . Наталья СИЗОВА Какие книги сегодня читают дети?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz