Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

23 общество Ю Б И Л Е Й простенькой любительской восьми- миллиметровой кинокамере – кажется, называлась она «Аврора» – фильм о посещении Жуковым Ельца и его окрестностей. Вот Николай Николаевич на старин- ных елецких улочках, вот он у школы, что рядом с его отчим домом на улице 9 Декабря, у первой школы – бывшей мужской гимназии… Вот художник на склонах елецкой Щвейцарии – Вор- гольских скалах, где, несмотря на воз- раст, озоруя, бегает, как мальчик… Крупнымпланом– радостное, какое-то даже детское лицо… А вот печальные кадры… Старое клад- бище, осеннее солнце, льющееся на кресты и памятники сквозь тополиную листву. Могила отца Жукова на краю аллеи… В тот год какие-то нелюди- вандалы в человечьем обличье осквер- нили памятник, облив скульптуру ма- зутом. Следы его ещё видны… Николай Николаевич сокрушается, что-то без- звучношепчет – лента немая…Ичёрно- белая, но при всём том, несмотря на эти кадры, пронизанная в целом светлыми ностальгическими красками. И как-то не замечались на экране многочислен- ные царапинки от прокруток ленты – куда уж ей до нынешних DVD- носителей, ни отчаянное при просмо- тре тарахтенье кинопроектора. Это – то, что врезалось в память после фильма. А доводилось смотреть его раза два. Первый раз – точно помню – в мае 76-го. В тот год я заканчивал Елецкий пединститут. И в тот же год увлёкся любительской киносъёмкой. Учителем же моим в ней был Алек- сандр Федорович Матвеев – режиссёр, сценарист, оператор и монтажёр того самого фильма о Жукове (титры филь- ма об этом свидетельствуют) и елецкий друг Николая Николаевича, в доме ко- торого художник гостил не раз. Мне даже рассказывали историю о встрече Жукова в Ельце – и кто знает, может быть, это был тот самый сен- тябрьский, 1972 года, приезд художни- ка. Городские руководители партийно- советских органов власти похлопотали для знатного земляка о самом лучшем номере в гостинице, а тот наотрез от него отказался, заявив секретарю гор- кома КПСС, что будетжить у своих дру- зей. И безразлично было столичной знаме- нитости, что в доме Матвеева нет ника- ких коммунальных удобств, а самое не- обходимое из них – во дворе… Мэтр живописи оставался простым челове- ком. Среди ельчан в любой обстановке чувствовал себя комфортно. Тем паче – среди друзей. Кстати, жил Матвеев совсем близко от домаЖукова, где сейчас музей – на ули- це Горького-Рождественской, пересе- кающей 9 Декабря, в коммунальной квартире старинного кирпичного особ- няка. Где эта лента, где этот фильм? Мне доводилось часто бывать у Алек- сандра Фёдоровича. Он и его супруга Галина Дмитриевна Старцева, прошед- шая всю войну хирургической медсе- строй, отличались исключительным го- степриимством. В памяти остались их интеллигентность, высокая культура… Сам же Александр Фёдорович был ин- тересен не только разносторонностью увлечений – художественная фотогра- фия, киносъёмка, интерес к живописи, но и как бывший служительМельпоме- ны. В пятидесятых годах он вместе с первой своей женой-актрисой (она рано умерла) работал в профессио- нальной труппе тогдашнего драмтеа- тра, пробовал себя в режиссуре. Был он и директором краеведческого музея. Возможно, именно тогда и познако- мился с Николаем Николаевичем Жу- ковым. Александр Фёдорович очень гордился дружбой с художником, картины кото- рого с дарственными надписями висе- ли в его кабинете. Гордился и дорожил своей лентой о Жукове, перед которой, не побоюсь этого слова, трепетал. По- казывал её только дома да ещё на про- смотрах в народной киностудии «Елец- кий экран», создателем и творческим вдохновителем которой он был в семи- десятых годах. Видел ли эту ленту сам мастер? Вряд ли!.. Через год после съёмок Жукова не стало. Но о фильме могла знать жена Николая Николаевича – Альбина Фе- ликсовна. Александр Фёдорович и Га- лина Дмитриевна после смерти худож- ника продолжали поддерживать с ней – это мне точно известно – дружеские связи, регулярно переписывались, были в курсе её работы по сохранению творческого и художественного насле- дия Николая Николаевича. Побывав в краеведческом музее, музее Жукова, я поинтересовался у сотрудни- ков судьбой ленты. В фондах елецких «кунсткамер» её не оказалось. Но ди- ректор краеведческого музея Эльвира ВартановнаАброян (ранее она возглав- ляла жуковский музей) рассказала, что наслышана и об Александре Фёдорови- че Матвееве, и о его фильме. О ленте узнала от елецкого краеведа Виктора Петровича Горлова, который сам в про- шлом был заядлым кинолюбителем и хорошо знал Александра Фёдоровича. Найти бы тот фильм! Отреставрировать бы его, перевести в цифровой формат! Снять копии!.. Для Ельца, для истории, музеев, в память о Жукове и его елец- ком друге Матвееве. При нынешних компьютерных технологиях всё это по силам. Найти бы только ленту… И ис- кать её надо в Ельце. Ведь если, предпо- ложим, она оказалась в Москве, в семье Жуковых, то уж точно дочь художника Арина Полянская-Жукова давно бы со- общила ельчанам об этом раритете. К сожалению, ни Александра Фёдоро- вича, ни Галины Дмитриевны уже дав- но нет в живых. Но остались, как стало известно, родственникиполинииСтар- цевых. Не верится, что богатейший кинофото- архив Матвеева с лентой о Жукове мог пропасть бесследно… . Александр ДЕМЕНТЬЕВ Семья Жуковых. 1954 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz