Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
40 культура C О Б Е С Е Д Н И К Фото Павла ОСТРЯКОВА П р емьерный спектакль «Зара- жённое семейство» прошёл при полном аншлаге. Преоб- разившийся зал был напол- нен до отказа. Символично, что 88-й сезон труппа от- крыла постановкой по пьесе Льва Ни- колаевича. Справедливости ради заме- чу: «Семейство» уже один раз показы- вали на сцене, было это 30 апреля. Но тогда трагикомедия молодого москов- ского режиссера Андрея Абросимова (выпускника режиссерского курса ВГИКа народного артиста РФ, руково- дителяМосковской «Школы современ- ной пьесы» профессора Иосифа Рай- хельгауза, давнего друга Липецкого те- атра) прошла практически незамечен- ной. Поэтому в театре решили не спешить с новыми постановками, а на- помнить зрителям о классическом на- следии в высшем смысле этого слова. Тем более, что вновь назначенный ху- дожественный руководитель Сергей Александрович Бобровский успел по- работать с этим материалом и внести в него некоторые коррективы, прибли- зив его к академическому стандарту. Начало спектакля предваряла торже- ственная часть, которая, впрочем, ока- залась довольно скоротечной. У пьесы «Заражённое семейство» – сложная судьба. В своё время Лев Толстой так и не увидел постанов- ку на сцене. Эта работа ему дава- лась весьма нелегко, и поэтому в какой-то момент автор несколько охладел к тексту. Попытки пере- работать пьесу для сцены пред- принимались в начале нового ты- сячелетия драматургом Масло- вым, но о постановках мало что известно. Липецкий театр замах- нулся на материал неапробиро- ванный, неоднозначный и непро- стой. Основной мотив трагикоме- дии во многом перекликается с совре- менностью. Действие происходит в пору отмены крепостного права, когда Россию с За- пада наводнили псевдо-просвети- тельские веяния. Конфликт отцов и де- тей, юношеский максимализм и ниги- лизм, отказ от традиционных семей- ных ценностей – основные темы пьесы. Образ КатериныМатвеевны – молодой эмансипированной особы, воплощён- ный актрисой Марией Колычевой, по- жалуй, наиболее характерный и яркий для понимания сути текста. Процити- рую известного литературного критика и публициста Льва Аннинского, кото- рый метко раскрывает сущность этого персонажа: «...Героиня спектакля, «стриженная нигилистка» – в очках, в свободной юбке… с порывистыми дви- жениями и нарочитой нелепостью в манерах, – вовсе не вызывает у меня ни злорадства, ни смеха. Напротив, жа- лость. Я вижу в ней тип русскойженщи- ны – от Веры Павловны у Чернышев- ского и Анны Скоковой у Лескова про- несли они через два жутких века свой крест (вернее, принципиальное отсут- ствие креста); со временем они смени- ли герценовский журнал на браунинг в муфте, палили по губернаторам, делали бомбы, на которых сами же и взрыва- лись, были осмеяны и выброшены вон из праведной российской истории». Ещё два ярких типажа – «вечный сту- дент» Твердынский в исполнении дей- ствительного студента режиссёрского отделения РАТИ Сергея Денисова и по- сермяжному мудрая нянька Марья Исаевна, роль которой играла народ- ная артистка России Зинаида Румянце- ва. Эффектность спектаклю прибавляли не только убедительные герои, но и ве- ликолепные костюмы и декорации, благодаря которым постановка приоб- рела своеобразный колорит. Открытие состоялось! Впечатления остались благоприятные. Хочется сле- дить за тем, как театр будет развиваться под руководством Бобровского, хочет- ся посещать новые спектакли. Однако было одно обстоятельство, которое лично мне, да и не только мне, уверен, подпортило вечер. А именно – поведе- ние некоторых, с позволения сказать, «театралов». Постоянно то тут, то там раздавались по залу весёлые «рингто- ны» мобильных телефонов. Но это ещё полбеды. Честно сказать, я не видел в афише слово «интерактивный». То есть интеракции, вовлеченияпубликив дей- ствие, очевидно, не предполагалось. Так почему откуда-то с задних рядов постоянно слышались нескромные ре- плики относительно происходящего на сцене? Очевидно, человеку сказали, что театр – это что-то вроде ожившего «те- лека», с которым можно ещё и пооб- щаться, на манер того, как это делает небезызвестный персонаж «Нашей Раши». Ошиблись вы, гражданин. Те- атр – это святилище культуры, а не плацдарм для вашего скудоумия. Так что сидели бы дома и разговаривали с телесериалами, – всем спокойней бы было. . Роман ХОМУТСКИЙ Театр имени Льва Толстого начал сезон с «лечения» «Заражённого семейства» Поистине долгожданное, радостное событие произошло в прошлый вторник. После продолжительных каникул, ремонта, поисков главного режиссёра Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого наконец открыл двери для своих зрителей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz