Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

37 культура П Р Е Д С ТА В Л Е Н И Е но абстрактный характер относительно других мастеров этого оригинального жанра. В его «полотна» приходилось пристально вглядываться (примерно как в объёмные 3D-картинки), чтобы распознать изображение. Из того, что более всего запомнилось: мне удалось совершенно точно угадать сожжение Иерихона, скрижали с заповедями… Если я правильно понял замысел, то были и мотивы перехода через Чёрное море, реку Иордан, небесная манна. Вообще песок как материал сам по себе очень живой и пластичный и является великолепной находкой в качестве ил- люстрации пустыни. Наблюдая за вир- туозными манипуляциями рук «песоч- ного человека», ни на минуту не поки- дало ощущение, что ты находишься сейчас где-то посреди жёлтых дюн Сина. Что же касается звукового оформле- ния, то это, пожалуй, была наиболее за- поминающаяся составляющая пред- ставления, даже несмотря на богатый визуальный ряд. В основе – традицион- ная еврейская музыка, впитавшая в себя фольклорное наследие многих других народностей. Смею вас уверить, «Хава Нагила» – это далеко не всё, чем способна похвастать израильская музыкальная культура. В этой музыке, конечно, присутствует не- кий узнаваемый лад. Однако я даже и не подозревал, в каком количестве ва- риаций он может быть преподнесён слушателю! Поистине, здесь было всё: от ориентальных, довольно мрачных минималистских полуабстрактных за- рисовок до чуть ли не частушек (с по- правкой на национальный колорит), в разгоняющийся темп которых стре- мился попасть дружным хлопаньем в ладоши весь зал. На сцене – то поочерёдно, то все вместе – демонстрировали класс виолонче- листка на пару с пианисткой и залих- ватское трио из заводилы-саксофона, контрабаса и неистового аккордеона – он так колоритно притопывал, что са- мому невольно хотелось пуститься в пляс. Слушалось всё это необычайно красиво и органично, чему способство- вала отличная акустика зала, где ин- струменты прекрасно читались без до- полнительной «подзвучки». Любопыт- ная штука: обычно отправляясь на кон- церт, имеешь хотя бы примерное представление о музыкантах. В случае «Исхода в пустыню» личности музы- кантов оставались совершенно ано- нимными. Было лишь известно, что это артистыизФранции, Португалии иАн- глии. Позже удалось выяснить, что свя- зывает их опыт совместного обучения в Парижской консерватории. А фран- цуз Жюльен Пети – один из лучших саксофонистов у себя на родине. Более того, в прошлом году он, оказывается, уже гастролировал в Липецке с сольной программой. Именно музыкальная основа цементи- ровала повествование, всё остальное, происходившее на сцене, носило, ско- рее, атрибутивный характер. Минимум декораций, движения… Признаться, будь я на месте постановщика ограни- чился бы только музыкой и песочными картинами. Совмещение аудио- визуальных образов – обычное дело на современной инструментальной сцене. В «Исходе в пустыню» театральные элементы были, на мой взгляд, необя- зательны. Роль, отведённая миму, кото- рый большую часть представления на- ходился на сцене, осталась вообще не- ясна. Возможно, режиссёр задумал не- сколько «оживить» действо, но и без дополнительных элементов оно смо- трелось бы не менее увлекательно. А может, надо было усилить драматурги- ческуючасть? Некоторых зрителей, как мне показалось, сценический аскетизм заставил недоумевать. Впрочем, в ис- кусстве должна оставаться некая недо- сказанность, в ином случае нам просто не остаётся пространства для домысли- вания и фантазии. «Исход в пустыню» стал знаковым со- бытием для постоянных зрителей кон- цертных постановок, организуемых филармонией. Пожалуй, впервые на липецких подмостках можно было ли- цезреть такое смелое сочетание класси- ческого искусства и новаторских техно- логий. Открою небольшой секрет: ско- ро нас ждёт очередной сюрприз подоб- ного свойства. В апреле город посетит мультимедийное шоу «Ночные улицы» в сопровождении оркестра Дениса Ша- повалова. . Роман ХОМУТСКИЙ Песочная метафора времени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz