Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

43 культура М А С Т Е Р С Т В О тий. Увидела в магазинчике маленькую берестянуюиконку и подумала: а почему бы не сделать красивуюбольшуюикону? Туеса, шкатулки, украшения – пройден- ный этап. И я пошла к знакомому масте- ру по бересте, попросила его показать, как и с чего начинать. Но, конечно, не сказала, что хочу делать иконы. Начала потихоньку что-то додумывать сама. А мой муж, который в Липецке, кстати, былсталевароминикогдапрежденедер- жал даже карандаша в руках, неожидан- но тоже стал художником. Очень краси- вые делает обрамления для моих икон. – Какая была первая икона? – Спаса Нерукотворного. Она получи- лась как бы под старину, будто несколь- ко веков где-то пролежала. Сколько бы я ни пыталась позже сделать что-то по- добное – не выходит. Вообще каждая работа неповторима. Даже если дела- ешь две работы с одним и темже ликом, они разные. Я получила благословение от нашего архиепископа Новосибир- ского и Бердского Тихона. И теперь ра- ботаю во славу Божию. – Когда зародилось желание делать ико- ны, вы были уже воцерковленным чело- веком? –Совсемнет. Но когда это занятие меня накрыло с головой, что-то стало ме- няться в душе. Раньше считала, что бо- гослужение – это пустая трата времени. Сейчас я с удовольствием прихожу в церковь, стою всю службу, потом поси- жу, подышу, мысленно общаясь со свя- тыми. Но до сих пор не знаю молитв. Постов не соблюдаю. Могу выдержать неделю на воде, но только чтобы поху- деть. Я верю, наверное, по-своему. – Как это: по-своему? – Моего отца звали Николаем. Дед по маме тоже был Николаем. И Николая Мирликийского Чудотворца я считаю своим ангелом-хранителем. Он меня слышит.Подойдешькобразу, мысленно, как родному, скажешь всё хорошее и на- болевшее: «Вот, мол, не получается то-то и то-то». И через какое-то время прихо- дит помощь. Откуда это берётся, я не знаю. Но перед любым большим делом бегу в церковь и прошу молитв святого. – Может, поэтому и получаются такие чу- десные образы? – Как знать, что или Кто нас ведёт по жизни? Когда работаюнад иконой, поч- ти всегда бываю недовольна результа- том. Но проходит время, я возвращаюсь к прежней работе, удивляюсь и недоу- меваю: словно это не я сделала, а Кто-то моими руками. – А откуда черпаете, если можно так вы- разиться, сюжеты своих произведений? – Из храма. Беру икону, и по ней делаю свою. Или ищу в Интернете. Я не могу изменить лики, их расположение. Все мои иконы – в духе православной, ка- нонической традиции. Только внешнее облачение моё. – Где вы творите? – Под Новосибирском, в посёлке с жи- вописным названием Колывань у нас есть небольшая усадебка. Простой де- ревенский деревянный дом, старинная русская печка, огород. Там очень легко дышится. И работается. – Там русский дух, там Русью пахнет… –…икотучёныйсвоимне сказкиговорит. А ещё навевает вдохновение сибирская природа. Что лес, что ягоды, что грибы – чудо какое-то. Такого не встретишь в средней полосе России. Воздух чистый, прозрачный. Нет ни одного завода. А вот люди в Сибири такие же, как везде. Есть хорошие, добрые, есть и злые. – Сколько уходит у вас времени на созда- ние иконы? – По-разному. Большие иконы занима- ют два–три месяца. Я тружусь сразу над несколькими работами: что–то идёт сразу, а какой-то замысел долго зреет. Как у любого нормального художника. Много зависит от заказчиков икон. Бы- вает, чувствую, человек по натуре тяже- лый – и работа идёт тяжело. А иногда приходят поистине Божьи люди, тогда делаю всё на одном дыхании, сама по- рой удивляясь своим творениям. – Приоткройте секрет, как вы создаете та- кую красоту? –Однаждыя попыталась объяснитьме- ханизм журналистам. Они написали: «Работает иголкой и шилом». Пред- ставляете? Как портной! Но это же со- всем другое искусство. Ювелирная ра- бота. Столько приспособлений, инстру- ментов нужно – не перечесть. С бере- стой много хлопот. А чтобы сделать тени, полутона, использую морилку. Понять этот механизм до конца сможет только профессионал. –И сколько икон высоздали за восемь лет, какова география их распространения? –Ой, много. Я даже не считала, сколько. Многие иконы ушли к людям, в мона- стыри, храмы. Какие-то делаю на заказ, продаю. На жизнь ведь надо зарабаты- вать. Мои работы есть в частных кол- лекциях за границей. Стоимость их раз- лична, но берестяная иконопись недё- шевая. И труд этот нелёгкий. Чего толь- ко стоит найти чистую бересту, без наростов. Только весной берёза отдает свой сок и кору. –ОльгаНиколаевна, апочемуввашемтвор- честве только православная тематика? – Но ведь мы же православные. Это наша исконно русская традиция. Я про- сто не хочу ничего другого, хотя умею делать многое. Но православные иконы – это моё. Наверное, так, своей дорож- кой, Бог приводитменяккрепкой, силь- ной, настоящей вере, с которой ничто не сравнится в этом мире. – Вы не планируете вернуться в родные пенаты? – Скорее всего, переедем в Москву. Там дочь живёт и работает уже несколько лет. Оттуда добираться до Липецка лег- че, ведь здесь живёт старенькая мама, ей скоро будет 85. Но уезжать из Сиби- ри, если честно, жалко. Мы прожили там более 20 лет. – Воображение мастера всегда диктует что-то новое… –Да, задумкиесть. Знаете, бывает со ста- рой погибшей берёзы снимаешь кору, раскроешь – а там такие рисунки, соз- данные самой природой, которые чело- веку никогда не придумать и не создать. Нужно только почистить, одеть в рамку – и гениальная картина готова. Вот это направление мне тоже сейчас интерес- но. Но берестяные иконы – главное. Хо- чется попробовать сделать семейные иконы, венчальные, ростовые, для де- тей. В обрамлении стразов, жемчуга и благородных камней. Ведь икона – это душа, красота, жизнь и любовь… . Наталья СИЗОВА Ольга КИРИНА: Православные иконы – это моё. Наверное, так, своей дорожкой, Бог приводит меня к крепкой, сильной, настоящей вере, с которой ничто не сравнится в этом мире

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz