Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

41 Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА культура М А С Т Е Р С Т В О посчастливилось в 1977 году после по- беды на музыкальном конкурсе во Вла- димире. Наградой за столичный кон- церт явились именные часы лично от Леонида Ильича Брежнева. Немало призов, дипломов и почётных грамотвыколдоваличарующимиаккор- дами его духовые оркестры (городской и базирующийся при педагогическом колледже). Но награды в репетицион- ном зале Иванова занимают далеко не центральное место, что в высшей степе- ни символично. Ведь для настоящего энтузиаста, упорно открывающего для студентов другой культурный мир, пре- мии никогда не были и не будут само- целью. Это всего лишь декорации к то- му ощущению, с которым он частенько наигрывает на любимом баяне (этому инструменту отдано 46 лет жизни) мо- тивы трогательного народного романса «Ах, где мне взять такую песню…» Вся жизнь театр Вот только прочувствовать справедли- вость бессмертных слов Уильяма Шек- спира и полностью реализовать себя в мире комедии и драмы сможет человек, либо длительное время проживший вдали от родного дома, либо побывав- ший в местах не столь отдалённых, либо… посетивший богоугодные заве- дения для душевнобольных. Четвёрто- го не дано. Именно такими словами на- путствовал Елену Васильевну Кочетову её первый театральный педагог Генрих Викторович Каспин. Но тогда он, ско- рее всего, и не предполагал, что на долю этой женщины выпадет пережить все три испытания – чрезвычайно полез- ные для театрального человека. Пер- вым из них было добровольное (!!!) за- точение в Тульскую психиатрическую лечебницу, где будущий художествен- ный руководитель театра «Улыбка» провела две недели в окружении тяжё- лых больных. – И насколько оправдались наставления Генриха Викторовича, много ли полезно- го может почерпнуть театральный ре- жиссер по ту сторону душевного равно- весия? – поинтересовался я. – Оправдались полностью, – не колеб- лясь, отвечает Елена Васильевна. – Если в обычной жизни слишком мно- гое отвлекает нас от познания сущего, то в экстремальных условиях гораздо проще отличить зёрна от плевел и про- никнуть в самые потаённые глубины человеческого сознания. Тампроще по- нять страдания ближнего и начать це- нить человека таким, какой он есть. А главное, стирается грань между само- родками и выродками. Пережив такие впечатления, можно выходить к зрите- лю, не стесняясь и не опасаясь того, что скажешь ему неправду. Кстати, правду вкупе с неподкупностью и бескомпромиссностью Елена Васи- льевна считает главными в настоящем театре. Например, когда в Лебедяни пытались демонтировать дом Евгения Замятина, она была первой и един- ственной, кто встал на защиту истори- ческого места. Встала, разумеется не на баррикады, а поставила этот сюжет в основу спектакля, показанного на одном из официальных мероприятий прямо на глазах у представителей вла- сти. И хотя реакция на столь редкий для современной России творческий демарш получилась неоднозначной и местами резкой, дом автора знамени- той антиутопии «Мы» стоит на улице Ситникова до сих пор! Второе испытание – уже тюремное – отважному режиссеру, слава Богу, при- шлось пережить исключительно со сто- роны. В начале 90-х годов её «Улыбка» (дающая спектакли как при педколлед- же, так и при районномДоме культуры) выступала перед заключёнными Елец- кой исправительной колонии с поста- новкой «Выходили бабки замуж» по одноименной новелле Флорида Буля- кова. Эффект получился таким, что благодарность актёрскому составу узники выражали даже после того, как искупили грехи перед обществом и вдохнули манящий воздух свободы. А что касается жизни на чужбине, то все её прелести и невзгоды Елена Васи- льевна сполна ощутила в Узбекистане, куда уехала вслед за мужем и прожила там долгие семь лет, но это было ещё до «Улыбки». – Кстати, почему «Улыбка»? – спраши- ваю, будто бы предчувствуя, что всё не так просто, и получаю совершенно нео- жиданный ответ. – А вы помните «451 градус по Фарен- гейту» Рэя Брэдбери? Там есть момент, когда мальчик выкладывает панно Мо- ны Лизы и затем каждый раз, когда ста- новится совсем плохо, пытается обрести утешение, изучая её знаменитую улыб- ку. Вот этот образ и подсказал название. Что теперь удивляться тому, что столь неординарно мыслящий и чувствую- щий человек ставит на сцене нетриви- альный и встречающийся не так уж и часто репертуар. В нём нашлось место и для Даниила Хармса, и для О’ Генри, и для Василия Макаровича Шукшина (героям его рассказов Елена Васильев- на даже придумала новые степени род- ства) и, что совсем большая редкость, для пьесы Леонида Филатова «Любовь к трём апельсинам». Вближайших планах–цикл постановок по ГригориюГорину иИосифу Бродско- му. Хочется пожелать Елене Сергеевне, чтобы эти спектакли собрали полные залы. Ну и, конечно же, чтобы жизнь в её «богадельне» (как сама она именует репетиционный зал) и дальше кипела в режиме бури и натиска. . Максим ИОНОВ, город Лебедянь В театре Елены Кочетовой скоро будут ставить Иосифа Бродского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz