Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
37 общество С О У Ч А С Т И Е Батя Т ак воспитанники школы-интерната называют своего директора – заслу- женного учителя Российской Федера- ции Игоря Ивановича Батищева. По коридорам школы он шагает, как пе- лось в советской песне, – как хозяин. Напористый, волевой, стремительный. Заприметив охотничий билет на его столе, сразу же поняла: если увидел цель – выстрелит и не промажет. Так и со школой – Игорь Иванович знает, чего хочет. Едва вошла в ворота школь- ного двора, сразу увидела, с какой лю- бовью всё здесь сделано, какая чистота, как, впрочем, и в самом здании интер- ната. Рядом построен новый трёхэтаж- ный корпус. На первом этаже – детский садик, ставший домом для 12 малышей. А дети здесь не только липецкие, но и воронежские, волгоградские. Когда привезли брата и сестру из Калмыкии, Батищев, понимая сложность их вос- питания (а у девочки, помимо слепоты, ДЦП, да к тому же она пока не говорит), взял маму этих детей на работу. –Подготовить детей к школе, – говорит Игорь Иванович, – одна из главных за- дач детского сада. Когда ребёнок рож- дается слепым, родители не знают, что с ним делать. Вот мы их и учим. Мы гото- вим детей к суровым реалиям жизни – это основная задача. Даём им хорошие профессии. Воспитанникишколыспро- тянутой рукой на паперти не стоят. Иих не надо жалеть, им надо помогать! Сей- час у нас обучаются 350 человек, и для них работают более сорока кружков по интересам. Потому что мало получить образование, важнее найти своё место в жизни. Свою школу Игорь Иванович ласково называет островком. И это действи- тельно некий оазис тепла и милосердия среди бурлящего океана равнодушия и неверия. Белые книги По точке, по точке, и в сознании незря- чего ребёнка вырисовывается знако- мый образ: шарик, квадратик, пира- мидка. Но как сложно пока ещё даётся первоклассникам это узнавание! На самом деле всё в наших жизнях очень похоже. Все наши судьбы разга- дываютсяпостепенно, поточечке, толь- ко написаны они где-то высоко. А мы порой вовсе не умеем прочитывать зна- ки, посланные свыше, просто потому, что больше доверяем своим глазам, чем внутреннему чутью. А маленькие незрячие первоклассники по своим белым книгам, написанным шрифтом Брайля, потихонечку изуча- ют мир. Ирина Владимировна Сафоно- ва, учитель 1 «А» класса, с восторгом рассказывала о Веронике Давыдовой из Курска, которая в первом классе счи- тает в пределах тысячи, знает таблицу умножения и владеет фонетическим разбором на уровне пятого класса. Ещё одна ученица, Вика Степанова, во время нашего разговора рисовала воро- ну. Девчушка в сильнейших очках, изо- бражая птицу, ни в чем не соврала – по- казала всю её тёмную сущность. Хотя сама больше любит розовый цвет, пото- му что любимый цветок роза и потому что оба эти слова начинаются на «р». В школе несколько видов классов. Цен- зовый – для детей с сохранённым ин- теллектом. Они могли бы учиться и в общеобразовательной школе, если бы не проблема со зрением. Диагностиче- ский коррекционный – для незрячих детей с задержкой психического и ум- ственного развития. Вспомогательный. Там обучаются самые тяжёлые дети, олигофрены. То есть работа у педагогов и воспитате- лей не сахар. Но никто мне даже не об- молвился о сложностях как материаль- ных, так и душевных. Когда я дотронулась до брайлевскойпо- лоски на клавиатуре компьютера, то по- няла, какими чуткими должны быть пальцы незрячих людей. «Смотреть» пальцами – это другое сознание, иная мозговая работа. Другая жизнь, кото- рая волею случая оказалась очень близ- кой. Сразу стали видимы узкие и высо- кие тротуары, ведущие по улице Меха- низаторов к школе. Они же абсолютно не приспособлены для незрячих людей! С ужасом я поняла, что почти не встре- чала слепых людей на улицах города. Некоторым не с кем, а некоторым и не- зачем выходить из дома. В Липецке на тысячу двести незрячих – одна собака- поводырь. Самостоятельно приобре- сти такого четвероногого друга невоз- можно – цена с шестью нулями… . Евгения ИОНОВА Фото Николая ЧЕРКАСОВА Научиться читать руками совсем не просто Игорь Батищев со своими воспитанниками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz