Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
главная тема 10 О Б РА З О В А Н И Е ки без литературы (я не говорю об эпо- се, каждый этнос имеет своё устное и письменное мировоззренческое опре- деление) – пусть они меня за это про- стят. А вот англичан, немцев, францу- зов, «заклятых» американцев, персов, китайцев, японцев, казахов, наконец, без их великой литературы – не пред- ставляю. Русская литература (по определению, а не только по национальному призна- ку) всей своей историей существова- ния и влиянием на умы и души людей заслужила право быть первой среди равных! Без литературы мы не можем быть нацией. А перевод литературы в цикл искус- ствоведческих дисциплин, как пение и рисование, аукнется спустя некоторое время такими последствиями, которые предсказать нельзя. «Это неправильно, – говорит заведующая учебной частью филологического факультета МГУ, до- цент кафедры истории русской литера- туры Анна Валерьевна Архангель- ская. – Потому что человек, который вырастает в отрыве от своей литерату- ры и своей культуры, подчас превраща- ется в фигуру социально опасную. Если мы целенаправленно будем готовить в школе Иванов, не помнящих родства, то это уже в ближайшее десятилетие приведёт к тяжёлым последствиям. По- этому нужно решать судьбу предмета не на уровне «отменить или оставить», а на уровне, что предмет должен быть, но нужно обсуждать – как преподавать литературу. Потому что получать атте- стат хорошо бы с обретённой способ- ностью размышлять над произведени- еминавыкомоформлять своиразмыш- ления в виде связного текста на хоро- шем русском литературном языке». Нам повезло, мы являемся носителями «великого и могучего» русского языка, на котором кто только не говорил. Но что такое этот язык без великой лите- ратуры, которая отражает нормы этого языка? Чего же добиваются люди, облачившие экзамен по литературе в тестовые клет- ки (литература, как экзамен по выбору, сохранена)? Из школы и вступитель- ных экзаменов уходит сочинение–учи- тель должен только «натаскать» учени- ков на правила ЕГЭ. А ведь тесты прин- ципиально не учат думать. Они ориен- тируют на заучивание правильных ответов. И люди, привыкшие сдавать тесты, выходят в жизнь с уверенно- стью, что правильный ответ только один. Множественность версий и от- тенков ответа может их впоследствии напугать. И где же тогда искать обще- ство свободных людей, если свобода – это ещё и свобода высказывания? По- смотрите на американских политиков, даже лишённых интеллектуальной вы- соты: какие ораторы! А ведь это не итог репетиторства последнего предвыбор- ного года. Со школьной скамьи их учат выражать своё мнение как устно, так и письменно. В итоге получается, что стремление школы вырастить всесторонне разви- тую личность, к сожалению, уходит в прошлое. Как остаётся за спиной – в случаенизведениялитературывшколь- ной градации – и нравственный аспект урока. Воспитательная составляющая тоже отступает – для теста она не нуж- на. А ведь сейчас, когда многим родите- лям некогда разговаривать со своими детьми, именно школа может стать по- следним барьером перед пропастью, в которую вовлекают ребёнка реклама гламура, алкоголя и табака, информа- ционное воспевание лёгкой наживы и насилия, пропаганда беззаботной жиз- ни и абсолютной бездуховности. И только на уроке литературы (да в Хра- ме) ребятам объяснят, что такое хоро- шо и что такое плохо, снимут красивый фантик с пошлости и помогут загля- нуть в глубь вещей. Обнадеживает то, что общество всё- таки отреагировало на отмену обяза- тельного экзамена по литературе. Зна- чит, не всё ещё потеряно. Значит, фило- логи и иже с ними не зря бьются за свой предмет. Сейчас можно услышать такое мнение, что в споре лириков и физиков победи- ли последние. Возможно. Да только спорили технари и гуманитарии не о нужности какого-то одного направле- ния, а о принципиальном выборе пути развития цивилизации. И это были дискуссии образованных людей, умею- щих думать и ясно излагать свою точку зрения. А именно это и хотят убрать из нашей жизни реформаторы от образо- вания. Так и хочется их спросить: «Чьи холопы будете?». . Евгения ИОНОВА Председатель комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель СФ от администрации Липецкой области Анатолий ЛЫСКОВ: Исключение литературы из списка обязательных экзаменов – это величайшая стратегическая ошибка. Ведь только через литературу, через русский язык возможно воспитать высокоинтеллигентных людей, составляющих основу развитого общества, а также подготовить грамотных руководителей для такого общества. Будущее страны зависит от всесторонне развитых людей, а не от тех, кто привязал себя к компьютеру, делает запросы и ждёт ответов. Так мы сформируем человека зомбированного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz