Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
41 культура М У З Ы К А В ДНИ, ЧАСЫ, МИНУТЫ на- ших побед рядом с нами не- зримо присутствуют все, кому мы этими победами обязаны. Кто вёл нас к ним и сохранял веру в нас, даже если мы сами ее теря- ли. Ася всегда помнит об этих людях. Ей повезло с замечательными настав- никами. Причём не только в музыке. В конце концов, характер, упорство, пре- данность призванию рождаются не только в стенах музыкального училища или академии. Лет десять назад Ася, успев уже прочи- тать «Понедельник начинается в суббо- ту», весело перефразировала Стругац- ких: совершенству нет предела, а потому работай–не работай, всё едино. Но то была всего лишь шутка. А в жизни она следовала иному закону. Начиная со спортивной школы, где получила пер- выйюношеский разряд по художествен- ной гимнастике. Но, пожалуй, по- настоящему осознала, какую цену надо изо дня в день платить за тягу к совер- шенству, лишь попав в прославленный хореографический ансамбль «Родни- чок». Как будто бы детскому танцевальному коллективу публика с удовольствием дает фору. Ну, подумаешь, велика беда, коли кто-нибудь из малышей был не- множко неуклюж, где-то сбился, напу- тал. Они ведь всё равно так умилитель- но трогательны. Руководитель «Род- ничка» Галина Шелякина, однако, от- вергает эти льготыи скидки. Репетиции – до седьмого пота. Любое движение, любое па должны быть безупречными, вдохновенно заразительными, пусть их и придется повторять десять или двадцать раз. Танцуйте и улыбайтесь. Не показывайте вида, что устали. Вы артисты. Этим всё сказано. Необъяснимо, но питомцам Шеляки- ной, похоже, больше всего и нравится, что у них все по-настоящему. Всерьёз. Что они работают, а не развлекаются. Именно в «Родничке» Ася привыкла к мысли: в творчестве ничего не даётся с лёту, само собой. И почувствовала сла- дость преодоления собственной слабо- сти, когда у тебя нет права останавли- ваться на полпути, махнуть рукой даже на пустяковые, незаметные зрителям шероховатости и помарки. Она вспоминает о «родничковом» дет- стве с нежностью. Ей было очень трудно пожертвовать танцами ради гитары. Тя- нула допоследнего.Наконец, еёмосков- ский педагог Александр Фраучи сказал: пора выби- рать. В искусстве нельзя быть слугой двух господ. Ни хореография, ни музы- ка этого не простят. АпервуюгитаруАсе в руки вложил Владимир Румян- цев. Вообще-то это была мамина идея: чем плохо, чтобы дочка умела не- множко играть? Подрас- тет – пригодится в компа- нии сверстников. Однако спустя несколько недель Румянцев объявил, что у девочки талант. Музыка может стать для неё про- фессией и судьбой. Ученик легендарного Иванова-Крамского, Вла- димир как будто бы при- держивался совсем иной методы, нежели Галина Павловна Шелякина. На первых порах он превра- щал занятия чуть ли не в игру. Ему хотелось, чтобы девочку окрыляла радость от обретения власти над звуками. Но тут был ещё один, вероятно, решаю- щий момент. Сам Румянцев влюблён в гитару. Он перебирает её струны даже просто с кем-нибудь разговаривая на совершенно отвлечённую тему. Его ди- алог с гитарой беспрерывен. Он с вир- туозным мастерством то наигрывает чувствительный цыганский романс, то вдруг берёт мощные аккорды Баха – в своё время Владимир, будучи артистом филармонии, подготовил целую про- грамму из сочинений великого немца. Румянцевская неутолимая страсть за- ражала одиннадцатилетнюю девочку. Подрастая, постигая всё новые тайныи возможности инструмента, она тоже сроднилась с ним. Наступил срок, и Румянцев попросил послушать талантливую ученицу свое- го однокашника по курсу у Иванова- Крамского. Александра Фраучи назы- вали гитаристом номер один ещё в со- ветскуюэпоху. Коллеги, критики, жюри крупнейших международных конкур- сов, где он блистал, слушатели десятков стран Европы, Америки, Азии восхи- щались его тонкостью, музыкально- стью, неповторимым «фирменным» звучанием его инструмента. То, что он за символическую – не толь- ко по столичным меркам – плату начал заниматься с девочкой из провинциаль- ного Липецка, уже о многом говорило. Уроки Александра Камилловича были взрывом темпераментных импровиза- ций. Они воспитывали вкус, терпение, внимание к «мелочам». На одном заня- тии он мог погасить в комнате свет и за- жечь свечи: смотри на них и играй. Это то состояние, которое тебе сейчас необ- ходимо. На другом рассказывал, что Роман Вязовский, представитель нового поколения гитарной школы Владимир Румянцев со своей неизменной спутницей за спиной. . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz