Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
27 общество С О Б Е С Е Д Н И К – К счастью, наши бытописатели пока не слишком богаты… – Есть система господдержки, есть спонсоры. А кроме того, немало графо- манов, готовых пожертвовать чем угод- но, лишь бы увидеть свое драгоценное имя на обложке. В итоге и появляются книги с гордым «девизом»: «издается в авторской редактуре и корректуре». Утешает лишь то, что все эти шедевры выходят мизерными тиражами. Но, ко- нечно, если их сложить, образуются горы макулатуры… – А почему для нового журнала выбрано такое название – «Петровский мост»? – Потому что главную его задачу обще- ственный редакционный совет и редак- ция видят в объединении: объедине- нии писателей, объединении литера- турных традиций — классических и со- временных. И в этом смысле название «Петровский мост» очень даже симво- лично. – Возможно. Тем не менее факт, что сами писатели, расколовшиеся в начале рево- люционных 90-х на два лагеря с практи- чески идентичными названиями – Союз российских писателей и Союз писателей России – до сих пор не всегда мо- гут найти общего языка. Может, потому, что лите- раторов развелось слиш- ком много? Если в совет- ские времена, так ска- зать, «дипломирован- ных» писат елей в Липецкой области на- считывалось не более полутора десятков, то сегодня – раза в четыре больше… – Безусловно, вступить в Союз писателей во времена СССР было весьма непросто, «ка- литка» ос тавалась очень узкой. Сегодня критерии существенно снижены. Плохо ли это? Вопрос, как мне кажет- ся, не самый актуаль- ный. Главное в другом. В том, что литература не заглохла в 90-е годы, в том, что писатели не бросили труд, который не приносил им прак- тически ни копейки. Не претендуя ни на что, они писали. – Но так и не смогли вписаться в литера- турную индустрию, которая переживает сегодня в столице настоящий бум? – Мы же говорим о литературе, а не об индустрии, и место жительства здесь не играет никакой роли. И сегодня насто- ящий писатель вполне может состоять- ся на хуторе, а не в пентхаусе. Хотя, не спорю, материальное признание твор- ческих заслуг тоже имеет значение. Вот почему для меня важно, что в журнале есть гонорар. Виллы и яхты на него не купишь, но для местных писателей и поэтов и эти деньги – хоть какое-то подспорье, вознаграждение за подвиж- ничество. Как ни грустно, но людей, благополучных в материальном отно- шении, среди тех, кто занимается лите- ратурой, за редким исключением, нет. – И все-таки, насколько знаю, от занятий литературой вы давно отошли, а потому для кого-то ваше появление у руля тол- стого журнала наверняка стало неожи- данностью. – Раньше в сельских ПТУ выпускали специалистов по профессии «механи- затор широкого профиля», так вот, о себе могу сказать, что за 28 лет в журна- листике стал редактором широкого профиля. Как уже упоминалось, воз- главлял две газеты, а сейчас – инфор- мационное агентство, был редактором- составителем нескольких книг, в том числе фолианта, посвященного 50- летию региона: «Липецкая область: зо- лотой юбилей». Литературный журнал – новое, интересное для меня дело, ко- торым с удовольствием занимаюсь. Это, безусловно, коллективное творче- ство. Ну а роль редактора в том, чтобы объединить разные материалы в еди- ное целое. При этом критерий у меня как у редактора один: симпатизирую только таланту. Если все достоинства литератора исчерпываются только тем, что он, говоря языком характеристик советских времен, «политически гра- мотен и морально устойчив», его про- изведения вряд ли появятся на страни- цах «Петровскогомоста». Главное, что- бы был талант или хотя бы дарование. – И никакой цензуры? –Хотелось бы ответить утвердительно. Но пришел недавно человек. Роман принес. О чем? На производственную тематику, отве- чает, но с элементами жесткого порно. Извините, цитировать не буду, потому что, на мой взгляд, должна все-таки быть цензура вкуса и здравого смысла. – В целом мы уже говорили ожурнале. Ну а если конкретно: что бы вы могли поре- комендовать читателям из первого номе- ра? – Да практически все. И пронзитель- ные стихи Людмилы Парщиковой. И размышления Александра Владимиро- ва в повести «Пути Господни...» о том, что бренно и что суще. Интересна пу- блицистика, в частности статья искус- ствоведа Татьяны Нечаевой о жизни и творчестве Виктора Сорокина. Думаю, привлекут внимание и воспоминания ВиктораПрибыткова, бывшегопомощ- ника генерального секретаря ЦККПСС Константина Черненко, о годах своей комсомольской юности в Липецке. Но рекомендовать что-либо – занятие не- благодарное. Мне все-таки хотелось бы рассчиты- вать на внимание читателей, потому что действительно многое в нашем мире преходяще, а искусство, литерату- ра – вечны. . Виктор СТРОЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz