Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
40 гид У В Л Е Ч Е Н И Е А этот кувшин для хранения воды я ку- пил у арабов. В 2003 году мне довелось побывать в Каире. Там и приобрёл ве- щицу за один доллар. Внешне она вы- глядит как обычный кувшин, но есть одна интересная особенность. Внутри горлышка расположена перемычка. Я думаю, она необходима, чтобы при на- клоне кувшина жидкость не вылива- лась. В пустыне ведь совсем другое от- ношение к воде, нежели у нас. Поэтому и посуда отличается. А вот – самое ин- тересное. Когда-то мне принесли крын- ку, найденную в Усманском районе. Так вот, наполнив сначала арабский кув- шин водой, а затем перелив её в нашу крынку, я выяснил: эти два сосуда – одинаковые по объёму. Представля- ешь, у разных народов была одинако- вая мера воды… Глина мастера боится – Ну, что? Пора продемонстрировать работу, – сказал Леонид Леонидович и взял кусок глины. Первым делом он начал разминать её. Процесс напоминает замес теста. На языке гончаров это называется «выдав- ливать пузырьки воздуха». Перемеши- вать надо для того, чтобы при обжиге пузырьки не лопались, а посуда не тре- скалась. Для проверки Леонид Данилов разрезает глину струной. Нет пустот? Всё нормально. Можно приступать к следующему этапу. Отцентровке. Кусок глины прилепляется в центр гон- чарного круга. Мастер упирается ногой в нижнее колесо и плавно разгоняет его. Затем гончар убирает ногу, а колесо продолжает вращаться. В это время Ле- онид Леонидович, многократно повто- ряя спиральные движения руками, пы- тается расположить глину строго по центру. – А что самое главное в этом процессе? – Я много думал над этим, – отвечает мой собеседник. – По-моему, всё. Это как при строительстве дома. Вроде важ- нее всего фундамент, без него дом раз- валится. Но если фундамент будет от- личный, а стеныплохие, здание тоже не устоит. Рассказывая, гончар то вытягивает гли- ну, то вновь опускает. Периодически он смачивает руки водой, чтобы легче скользили. – Вот так, опуская и поднимая, мы от- центровываем глину, – комментирует Леонид Леонидович. Затем он протыкает кусок большим пальцем, раздвигает глину и делает ци- линдр. С этого момента материал при- обретает форму. Леонид Леонидович демонстрирует различные модели из- делий: то разгоняет глину и лепит со- суд, то уменьшает, и получатся чаша. Перевоплощение происходит букваль- но на глазах, вот уж действительно лов- кость рук! – А когда вы поняли, что научились управлять глиной? – Когда? Невозможно ответить на во- прос. Это же не велосипед. Перестал падать, значит, научился кататься. Здесь всё иначе. Сегодня у тебя получа- ется, а завтра нет. Кстати, вот сейчас у меня не очень ровно выходит. Глина обижается. Я же не с ней работаю, а с вами разговариваю, – улыбается гон- чар. Когда форма готова, Леонид Леонидо- вич делает орнамент. – Сегодня гончары наносят его с помо- щью различных инструментов: пло- скостных палочек, скребков. А раньше люди использовали для этого челюсть щуки, бобра. Поэтому где-то в районе Байкала и на Украине находят сосуды с одинаковым орнаментом. Рассказывая, мастер срезает струной изделие. – Теперь надо дать высохнуть есте- ственным образом. В зависимости от влажности и температуры помещения посуда сохнет минимум два-три дня, – продолжает просвещать Данилов. Сушка – очень важный момент в про- цессе изготовления. Если она проведе- на неправильно, изделие лопнет. Что- бы процесс проходил равномерно, мел- кие детали Леонид Леонидович обе- ртываетвлажнойтряпочкой.–Сложнее всего высушить тарелки. У них откры- тая форма, края сохнут быстрее, и изде- лия раскалываются по кругу. Из десяти тарелок только три получатся нормаль- ными. Остальные испортятся. Следующий этап – обжиг. Печь в тече- ние пяти-шести часов нагревается до температуры 900 – 1100 градусов и ещё около суток остывает. – Цвет будущего изделия зависит от способа обжига, – рассказывает гончар. – Вот смотри: два чайника – чёрный и красный. Глина использовалась одина- ковая. Но посуда по-разному обжига- лась. В первом случае без кислорода, во втором – с ним. После обжига можно покрыть посуду глазурью и ещё раз об- жечь, а можно оставить. В общем-то, процесс на этом и заканчивается… . Мария ЗАВАЛИПИНА Традиционный японский чайник На электрическом круге работать быстрее, а на ножном – приятнее Фото Сергея БЕЛЫХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz