Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

26 общество П Е Р С О Н А усте, стал целенаправленно изучать русскую литературу. Брал собрания со- чинений и читал от корки до корки. По- том проштудировал испано-язычную, японскую, европейскую литературу. То есть готовился для серьезного писа- тельского дела. Писал каждый день, взяв на вооружение слова Чехова: «Ма- лописание для пишущих так же вредно, как для медика отсутствие практики». – И сегодня следуете этому правилу? – Время очень сильно изменило и ха- рактер профессии, и отношение к ней. Я бы четко разделил понятия «писа- тель» и «литератор». Писателем нужно родиться. У писателя в России всегда была особая миссия и огромная ответ- ственность за слово, которое он несет людям. А литератором сегодня может стать каждый. Многие гордятся коли- чеством изданных книг, тиражами. Ка- кой самообман! Зачастую за этим – профанация писательского труда, от- вращающая людей и от правды, и от ху- дожественного слова. Понимая, насколько важен завет классиков, я в последнее время не считаювозможным писать «каждый день». Существует опасность превратиться в заурядного беллетриста. Поэтому каждую новую вещь я вынашиваю в себе долго и по- рою мучительно. – Способен ли современный читатель воспринимать настоящую литературу, размышлять над проклятыми вопросами нашего века? – Это серьезнейшая проблема. Ведь на- стоящая литература призвана форми- ровать у человека целостный взгляд на мир. Во всяком случае такова русская классика. А самый гармоничный и пра- вильный взгляд – Божий. Православие учит смотреть на события и явления не разорванно, не хаотично, а ощущать единство мира. К этому и должен стре- миться настоящий писатель, припод- нимать человека над землей, прибли- жать к Богу, чтобы в житейской смуте и соблазнах он чувствовал себя лично- стью, творением Божьим. Как этого до- биться? Возможно, тут необходимо и мифотворчество. Вот воронежский пи- сатель Вячеслав Дёгтев, который умер в 45 лет, сумел это сделать. Он творил мифы о русском человеке. Но они воз- вышают душу и заставляют о многом задуматься. За это ему, уверен, когда- нибудь поставят памятник в родном го- роде. – Недавно литератор Кабаков заявил, что писатель создает целый мир, а значит, он подобен Богу. – Взгляд верующего человека совер- шенно иной – все идёт от Бога! Главное , не потерять связующуюнить с Ним, не разменять дарованное Им на соблазны внешнего успеха. Иногда я перечиты- ваю написанное мною и кажется, что это написал кто-то другой. Кто водит рукой писателя? Но иногда выходят пророческие строки. В рассказе «Ли- ния любви» я вообразил встречу с жен- щиной, в которую был влюблен. Встре- чу в деревне. Я знал, что она живёт в Москве и в реальности этого не может произойти. Но прошлым летом, проез- жая по Тамбовской области, узнаю, что она переехала в деревню, которую я на- рисовал в своём воображении. И по- весть «Белым снегом» оказалась про- видческой. Порою я даже опасаюсь не- которые вещи писать, чтобы написан- ное не сбылось в жизни. – У вас уже вышло 11 книг, разных по со- держанию. Но объединяет их одна мело- дия. Это мелодия грусти. Почему жизне- люб «по жизни» так печально смотрит на мир в творчестве? – Моя душа неулыбчивая, она скорее грустная. Так было всегда. С детских лет я чувствовал неумолимый бег вре- мени и понимал, что как бы ни было прекрасно мгновенье, остановить его невозможно. Когда я в 23 года по- настоящему открыл для себя Бунина, то неожиданно перенесся в детство, услышал голос простых мужиков. Эта словесная стихия захватила меня на- столько, что порой дрожал при чтении каждой новой его вещи. Вот эта искра, которую дал мне Бунин, и подвигла к писательскому делу. А русская жизнь всегда была грустна. В советские вре- мена было печально осознавать, как гниёт партийная верхушка. Но была уверенность, что нас государство не бросит, защитит в трудную минуту. 90-е годы оказались самыми трагич- ными. А главное, они не изжиты, оста- лись внутри общества, внутри государ- ства. Я очень остро чувствую, что от любого толчка все может снова повто- риться. И каких-то светлых перспектив в судьбе России, и прежде всего русско- го народа, я не вижу. Дай Бог, чтобы я оказался плохим пророком. – Вот уже два десятка лет вы хлеб насущ- ный добываете нелегкимжурналистским трудом. А есть ли будущее у честногожур- налистского слова? – Сейчас время не художественной ли- тературы, а публицистики. Это более эффективное средство лечения наших социальных болезней. Публицисту легче донести свое неравнодушное сло- во до человека. Возможно, сей факт и отводит меня от прозы. Но есть долг… В журналистику я пришёл поздно, в со- рок лет. И стараюсь работать честно. Сейчас преобладает выхолощенная до голой информация журналистика, без чувств и мыслей. Всё это – калька с за- падных образцов. А русская журнали- стика всегда основана на сочувствии и сопереживании людям. Вот и я стара- юсь оставлять в каждом материале ча- стичку души. Это нетрудно, если ощу- щать себя частьювеликого народа. Тог- да чуждые западные стандарты не при- липнут. Мы живём в мире, где стало привычным чудовищное социальное неравенство. Я не могу и не хочу равно- студент ВТИ в имении Раевских 1968 год 2006 год 2007 год 2008 год как дела, металлурги? с Виктором Лихоносовым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz