Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
21 общество П Р О Ф И язык вроде есть, но его как бы нет… И это при том, что в Америке, Швеции, Швейцарии и ряде других европейских стран при приёме на работу в полицию, в некоторые учреждения социальной сферы знания основных приёмов же- стовой речи являются обязательными. А на Украине, например, составлен и издан словарь сурдоперевода право- славного богослужения, и теперь люди с недостатками слуха смогут свободно понимать православною службу. Ко- нечно, и в некоторых российских хра- мах практикуется сурдоперевод, но это очень редкие случаи. Более того, британские инженеры нау- чили компьютер переводить устную речь на жестовый язык глухонемых! А что же в нашей области? Сурдоперевода в православных храмах пока нет. По крайней мере, все, с кем мне довелось разговаривать на эту тему, – такого не слышали. А ведь в Ли- пецкой области проживают около ты- сячи глухих и 18 тысяч слабослыша- щих людей, почти 200 из которых – дети. И вот на такое количество людей с ограниченными возможностями слу- ха приходится всего ( ! ) 10 сурдопере- водчиков! Вы можете себе представить, как сложно глухим людям в судах, об- щественных заведениях, поликлини- ках, больницах, когда позвать на по- мощь невозможно и объясниться не с кем. А сколько работы у сурдоперевод- чиков – ведь это надо везде успеть! И, Боже мой, как, наверное, страшно ре- бёнку, не слышащему мамин голос. Помочь детямпреодолетькакую-то гло- бальную проблему – в этом сурдопеда- гог липецкого детского сада № 118 Та- тьяна Афанасова видит своё предназна- чение. Проработав некоторое время музработникоми пообщавшись с глухи- ми и слабослышащими детьми, Татьяна Леонидовна почувствовала внутрен- нюю потребность помочь этим ребя- тишкам. И по окончании Московского педуниверситета (кафедра сурдопедаго- гики) вернулась в свой же детский сад уже в качестве сурдопедагога. – Общение с неслышащим ребёнком, – продолжает Татьяна Афаносова, – начи- нается на уровне жестов. Это нужно для того, чтобы малыш понимал окружаю- щий мир, мог выполнять какие-то пору- чения, учился общаться. Ребенок запо- минает жесты и начинает ориентиро- ваться в жизни. Такое жестовое общение происходит с самого рождения младен- ца. Умные родители, которые знают, что у ребенка проблемы со слухом и ему сло- весная речь недоступна, – сразу начина- ют его развивать, применяя жесты. Если родители считают, что жесты не нужны (слава Богу, сегодня существует много различных методик изучения словесной речи), то ребенок очень долго находится в педагогической депривации, сложно общается в детском коллективе и в итоге наращивается задержка умственного развития. Такой ребенок социально не- адаптирован и беспомощен на бытовом уровне. Чем раньше родители начнут прививать жестовую речь, тем лучше ре- бенокбудет развит. Темболее, чтожесто- вая речь никаким образом приобрете- нию словесной не мешает. Наоборот, у ребёнка, владеющего жестами, уже есть некий запас развитого мышления. И, об- учая словесной речи, мы обязательно применяем жестовую, объясняя, как ре- бёнок должен сказать то или иное слово. Иещё: умение «говорить»жестами ребе- нок приобретает вместе с родителями. Это своеобразное обоюдное познание: взрослые через жест не только открыва- ют малышу мир, но и познают свое дитя. А ребенок учится диалогу и познает мир. Глухим и людям с нарушением слуха очень непросто живется в нашем мире. Ведь подавляющее большинство лю- дей не знает языка жестов! И помощи здесьждать не от кого! Аобщаться нуж- но – поэтому мы и обучаем детей сло- весной речи. Но между собой они чаще всего «говорят» жестами. –Многим сурдопедагогам вжизни при- ходится быть и сурдопереводчиками, – присоединяется к нам воспитатель сур- дологической группы Татьяна Дёгтева. – Я родилась в семье, где мама слабос- лышащая, а папа глухой. И я постоянно сопровождаю родителей, например, в поликлинику. Потому что без перевода им не обойтись. Также роль сурдопереводчика я выпол- няю и для посторонних людей, прося- щих о помощи. Мне даже не приходи- лось специально учиться – всё пришло из семьи. Когда где-то в общественных местах или на улице люди видят тех, кто общается жестами, то, конечно, смотрят с повышенным интересом, но уже пальцем не показывают. А ведь же- стовой речью пользуются все без ис- ключения… Разговор наш с двумя Татьянами про- ходил в стенах детсадовской группы. Мы говорили, а дети, не обращая на нас внимания, играли и общались между собой жестами. Когда я уходила, все помахали мне ру- кой и улыбнулись. В данном случае ни- кому из нас сурдорпереводчик не пона- добился… Но именно в эту минуту в какой-нибудь больнице человек не мог объяснить причину своего недомога- ния. А ведь каждому из нас хочется быть услышанным… . Евгения ИОНОВА Воспитатель Татьяна Вадимировна Дёгтева показывает детям зелёный цвет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz