Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
Станислав Иванович САВЕЛЬЕВ, руководитель управления Роспотребнадзора, главный государственный врач по Липецкой области главная тема 12 К АЧ Е С Т В О Экологически чистый продукт получить весьма непросто. Более того, производитель должен сам вести постоянный контроль за технологическим процессом. А наш аграрий к этому пока ещё не привык. Подобный контроль весьма затратен и потребует немалых вложений. К тому же сразу хочу отметить: экологически чистая (органическая) продукция дешёвой быть не может. На Западе, где биоиндустрия развивается уже несколько лет, цена экологически чистой еды в десятки раз выше обычной. Именно поэтому многие датские и немецкие фермеры стали специализироваться на натуральном производстве. В некоторых странах 30 процентов фермерских хозяйств выращивают именно «чистые» сельскохозяйственные культуры. Безусловно, территория России обладает огромнейшими ресурсами для культивирования такой продукции. Не исключение и Липецкая область. Но, чтобы получить статус «экологически чистого предприятия», необходимо проделать большую подготовительную работу. На это потребуется несколько лет вложений и соблюдение строжайших правил и условий. Ведь в этом виде агротехнологии – высочайшие требования к почве и воде для полива. Всё должно быть естественно и натурально. Ни капли пестицидов, ни грамма минеральных удобрений, стимуляторов роста, ограничения в добавки органики. К сожалению, пока у нас этого нет. Я ратую за то, чтобы органическая продукция в регионе появилась, и чем её будет больше, тем лучше. Первоначально экологически безопасным должно стать растениеводство, и уже потом – животноводство. Ведь скот должен получать чистые корма, нельзя использовать ни витамины, ни добавки, ни антибиотики. Запрещены гормональные и ветеринарные препараты, а также ГМО. Вот, например, многие предприятия, выращивающие рыбу, утверждают, что она у них экологически чистая. Но при этом они используют препараты для борьбы с паразитами и искусственные кормовые добавки, что при органическом производстве категорически запрещено. Вспомните девяностые годы. Наш народ, ознакомившись с многообразием импортного товара, скупал иностранные деликатесы. Но, пресытившись, люди поняли, что отечественные продукты гораздо качественнее, потому что изготовлены с соблюдением ГОСТов, предусматривающих более жесткие требования. Теперь многие покупатели предпочитают мясную продукцию только тех предприятий, где есть забойные площадки для скота. К тому же выбирают продукцию комплексов, расположенных в своём регионе, по соседству, а не товар, привезённый из столицы например. Возможно, постепенно мы и придём к органической продукции. Но в любом случае человек должен быть уверен в том, что приобретает. На сегодняшний день за этикетку можно дорого заплатить, но никто вам не гарантирует при этом, что товар действительно экологически чистый. Хотелось бы, чтобы производители, выходящие на рынок с брендом «экологически чистый», хотя бы более тщательно подбирали технологии. комментарий т оров остановить свой выбор на био- производстве решаются немногие про- изводители. По мнению западных аналитиков, Рос- сия имеет большие перспективы для биопроизводства. Во-первых, в последнее десятилетие минеральныеудобрениянаотечествен- ных сельскохозяйственных угодиях ис- пользовались меньше, чем где бы то ни было. ВЛипецкой области, где чернозёмы до- статочно плодородныи в пашнюв сред- нем вносится около центнера удобре- ний на гектар, биопроизводство впол- не могло бы сложиться. Для сравнения стоит отметить, что иностранные агра- рии используют более 5 центнеров хи- микатов на гектар посевных площадей. Кроме того, местные фермеры и руко- водители сельскохозяйственных пред- приятий отдают предпочтение герби- цидам, которые не накапливаются в урожае и имеют непродолжительный период распада. Но тут возникает другая проблема. Тем немногимместнымпищевикам, решив- шимся заняться «чистым» производ- ством, так и не удается реализовать свой продукт. Например, один из производителей та- кой вот экологически полезной про- дукции – задонское предприятие «Вы- сокие технологии» – не смог завоевать свою позицию на местном рынке про- довольствия. Крупные сетевики зало- мили нереальную цену за полки в су- пермаркетах, а магазинам «шаговой доступности» оказалась не по карману закупочная цена. Приходится задон- цам кормить своим необычайно вкус- ным сыром жителей столицы. А у лип- чан перспектива употреблять нату- ральную продукцию отодвигается в не- определенное будущее. . Ольга РЯХОВСКАЯ Фото Рената АГЗАМОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz