Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

43 Материалы для рецензии предоставлены сетью магазинов «Книгомир» Владимир Сорокин и его проект «Кремль будущего» Немного найдётся в современной российской литературе прозаиков, окружённых таким количеством мифов, скандалов и кривотолков, как москвич Владимир Георгиевич Сорокин П исатель, которого либо лю- бят, либо ненавидят, чьё да- рование, однако, не оставля- ет ни единого шанса остаться равнодушным к его текстам. Широкую известность Сорокин полу- чил после выхода в издательстве Ad Marginem романа «Голубое сало» и сборника «Пир» в начале 2000-х. Пер- вые эпистолярные опыты были пред- приняты Владимиром ещё в начале 70-х годов прошлого столетия и являли собой яркий образчик протестной, иду- щей в разрез с общепринятыми стан- дартами литературы. Публиковаться произведения автора начали с середи- ны 80-х, сначала за границей, а потом уж, с наступлением гласности, и на Ро- дине. На сегодняшний день на счету Сороки- на более десятка романов («Тридцатая любовь Марины», «Норма», «Сердца четырёх»), многочисленные сборники рассказов и пьес («Первый субботник», «Утро снайпера», «Заплыв»), сценарии к нескольким великолепным фильмам («4», «Копейка», «Москва») и даже ли- бретто к опере “Дети Розенталя” на му- зыку Л. Десятникова, поставленной на сцене Большого театра. Писатель заме- чателен тем, что все его работы (или циклы работ, стилистически и темати- чески объединяющие несколько про- изведений) очень разнятся по форме и содержанию. Никогда нельзя предуга- дать, открывая очередную книгу, что тыобнаружишь на её страницах: гипер- болизированную пародию на соцреа- лизм, утончённую стилизацию «под» Бунина, Гоголя или Достоевского, кит- чевый каннибалистический «трэш» или хлёсткий киберпанк. Именно в этом и кроется вся прелесть и притяга- тельность прозыСорокина, причём как для читателя, так и для самого автора. Своё главное отличие от обычного пи- сателя он усматривает в постоянном стремлении удивить себя самого, слов- но каждый раз текст сочиняют разные люди. Это превосходно иллюстрирует «Трилогия», последняя часть которой увидела свет в 2005 году. Связанные общей сюжетной линией «Лёд», «Путь Бро» и «23000» написаны настолько по-разному, что, не будучи заранее осведомлённым об их триединстве, можно подумать, будто это самостоя- тельные произведения. Свежая книга Владимира Сорокина «Сахарный Кремль» является преем- ником нашумевшего романа «День опричника», изданного в 2006 году. «День опричника», без преувеличения, «прогремел». Критики и сорокиноведы отмечали, что многие поклонники ак- туальной литературы начали знаком- ство с творчеством писателя именно с этой работы. «День опричника» пере- носит нас на двадцать лет вперёд, когда после очередной пережитой «смуты» в России устанавливаются порядки вре- мён Ивана Грозного со всеми характер- ными атрибутами, смешивающимися с реалиями современной цивилизации. Страна отгорожена от внешнего мира Большой Русской Стеной, граждане сжигают загранпаспорта на Красной площади, а квартиры в девятиэтажках вновь топят с помощью русской печи с единой системой дымоотвода. Главой страны становится государь, чьё «сло- во и дело» вершат над вновь образовав- шимисяфеодальными сословиями вер- ные государевы слуги – опричники, разъезжающие на «меринах», пользу- ющиеся «мобилами» и активно употре- бляющие «кокошу». Сюрреализм, помноженный на древ- нюю историю и высокотехнологичную действительность, – в результате по- добного математического произведе- ния получилось отменное гротескно- сатирическое, но от этого не менее страшное чтиво, сулящее нашей стране весьма нерадужное будущее. «Сахар- ный Кремль» хоть и обозначен в вы- ходных данных как роман (вспомните – «Мёртвые души» Гоголя, между про- чим, поэма), по сути является совокуп- ностью пятнадцати новелл, продолжа- ющих тему опричной Руси образца 2028 года. . Роман ХОМУТСКИЙ гид Ч Т Е Н И Е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz