Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
37 культура В Ы С ТА В К А с ловутая «русская тоска» – это как раз об осени. Вот вам и климат. А возьмите, к примеру, Италию, страну, находящу- юся в субтропическом поясе. Вряд ли люди там вообще обращают внимание на смену времён года, потому что про- цесс сей не связан с такой разительной переменой в погоде и пейзаже за окном. Но, как пелось в песне, «скоро ночь, а мы всё не о том». Предавался я сейчас подобным созер- цательным рассуждениям неспроста. Хотелось погрузить читателя в некое настроение. Настроение, которое я унёс с собой с не вполне обычной экс- позиции, открывшейся на прошлой не- деле в Центре изобразительных ис- кусств на улице Космонавтов. Выставку составляли работы брата и сестры – Ольги Кириной и Александра Козина. Необычность, впрочем, заключалась отнюдь не в родственных связях авто- ров, а в том, какие произведения они представили зрителю. Пространство выставочного зала разделили иконы на бересте и фотографические пейзажи. Идея принадлежала Ольге Николаевне – членуМеждународного художествен- ного фонда иМосковской палатыремё- сел, которая вот уже почти тридцать лет живёт и работает в Сибири. Там же она впервые увидела берестяную ико- ну, маленькую, тиснённую. Это и опре- делило её творческую судьбу: Ольга Николаевна решила посвятить себя храмовому зодчеству. Она сама приду- мала и разработала стиль изготовления икон. Метод заключается в создании объёмных, но очень лёгких на вес про- изведений, основанных на папье-маше, в несколько слоёв обклеенных сверху тончайшей берестой. Филигранная техника и многолетний опыт позволя- ют Мастеру творить настоящие шедев- ры, аналогов которым нет в мире. Ки- рина получила благословение Церкви на создание икон, её работы освящают- ся, их охотно принимают в храмы. В произведениях Ольги Николаевны в глаза сразу бросается богатый декор. Его корни уходят в древнюю традицию украшения культовых предметов. На Руси для икон плели венки, расшивали специальные льняные убранства. Бере- ста, как материал, визуально имеет очень «тёплую» фактуру – можно даже предположить, что иконы выполнены из кожи, если не прикасаться к ним. Коричнево-золотистые тона будто бы светятся. От ликов святых струится мягкое тепло. Оказалось, что береста вполне неприхотлива, она не рассыха- ется, как дерево, и не набухает от влаги. Технология, разработаннаяОльгойКи- риной, делает её работы достаточно прочными. Поэтому у художницы нет проблем с их хранением и транспорти- ровкой. Поэтому-то она уже объехала с ними множество городов, её иконы украшали музеи США, Франции, Бель- гии, Японии, Германии. Брат Кириной – Александр Николае- вич Козин – из Липецка никуда не уез- жал. В нашем городе он – личность из- вестная. Всю свою жизнь Козин рабо- тает в журналистике, его фотографии украшали полосы практически всех об- ластных газет и журналов. Тринадцать лет он трудился фотохудожником в Академическом театре драмы. По сло- вам Александра Николаевича, в театре он стал настоящим психологом, нау- чился чувствовать, распознавать, деко- дировать объект своей съёмки. К сожалению, на открывшейся экспози- ции оценить психоаналитический та- лантКозина, выраженныйв егопортрет- ных работах, зрителюне удастся. На вы- ставке представлены исключительно пейзажи, специально отобранные авто- ром из своего обширнейшего архива. К выставке Александр Николаевич ничего дополнительно не снимал, благо в кол- лекции фотографа предостаточно работ, созвучных основному мотиву экспози- ции. На большинстве из них – старень- кие храмы, окружённые лесами да дере- венскими избушками. Есть здесь и окрестные места, и фотографии из из- любленного автором Поленово – усадь- бы художника Поленова, что под Тулой на границе сМосковской областью. Удивительно, но практически все фото- графии, представленные на выставке Александром Николаевичем, сделаны осенью. Каково же было моё удивле- ние, когда Козин признался, что вышло это случайно, намеренно он «осенние» фото не отбирал. Что и говорить, имен- но эти работы со своим жёлто-рыжим колоритом опавшей листвы как нельзя лучше дополнили берестяные образа! Мой вам совет, дорогой читатель, пока осень ещё не сдала своих полномочий зимней вьюге, пока выставка ещё от- крыта (работать она будет до 16 ноя- бря), не поленитесь сходить в Центр изобразительных искусств. Полюбуй- тесь осенью, примите её последний привет! Уверен, впечатлений вам хва- тит на весь год. . Роман ХОМУТСКИЙ Берестяные иконы Ольги КИРИНОЙ. Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz