Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

10 главная тема С М Ы С Л с ловно напоминает о своём долго- терпении и милосердии. Раз человек надеется, значит, отыщется и путь ко спасению. Но этот путь надо искать. Прежде всего – в самих себе. Именно к этому, негодуя и любя, звал русский народ Бунин. Обжигающая страсть «Окаянных дней» – это ведь от мучительной и негодующей любви к России, к великому и бестолковому на- роду её, сыном которого до конца дней считал себя писатель. Если бы гневные строчки огнепалимой публицистики Бунина писались оже- сточённым, озлобленным пером, он никогда бы не стал великим. Но он был таковым изначально. Всё, что написано им – проза, стихи, публицистика, про- видческие «Окаянные дни», – всё на- полнено светом великой любви. «Толки о чуде оказались чудовищными по своей легкомысленности и недаль- новидности. Да и насчёт старого оши- блись. Старое повторилось чуть ли не на йота в йоту, только в размерах, в не- лепости, в кровавости, в бессовестнос- ти и пошлости ещё не слыханных». Это о 19-м годе? Или о 91-м? Обещанного «западного» рая мы не до- ждались. Но и старой, патриархальной России с поручиками Голицыными и корнетами Оболенскими не увидели. Появилось то, что и должно было поя- виться – «эпоха ельцинизма» как рас- плата за легкомыслие, доверчивость, не- желание устраивать собственную жизнь по своим законам и своими руками. Новая история (а мы прожили страш- ное десятилетие, равное, по трагизму произошедшего, столетию) ничему не научила. Мы вновь ждём манны небесной. Всё так же непогрешимы для нас те, кто предательство собственной страны превратил в прибыльный бизнес. Более чудовищной фигуры, чем при- снопамятный «академик» Яковлев, в российской истории не отыскать со времен удельно-княжеской Руси, но и он ходил в фаворе многих «свободо- любцев». Ходили в мире лже-Мессии,– Я не прельстился, угадал, Что блуд и срам их литургии И речь–бряцающий кимвал. Своекорыстные пророки, Лжецы и скудные умы! Звезда, что будет на востоке, Еще среди глубокой тьмы. Но на исходе сроки ваши: Вновь проклят старый мир – и вновь Пьёт сатана из полной чаши Идоложертвенную кровь! Это стихотворение написано Буниным в 1916 году. Но оно и о наших днях. Вновь льётся по всей России идоло- жертвенная человеческая кровь. Вновь «западныйидол», вооружённыйстраш- нымитехнологиямирастления, собрав- ший под свои знамёна верных псов и слуг, пожинает роковуюжатву с просто- ров России: в виде человеческих жиз- ней, ничем не мереных капиталов, при- родных богатств, которые Господь да- ровал многим и многим поколениям русских людей на века... А главное – в сатанинскую воронку устремляются людские души. Прежде всего тех, кому вскоре отвечать и сра- жаться за Родину. Молодежи! Под не- меркнущим адовым оком телеящика, под наркотические звуки псевдомузы- ки, растлеваемые всеми возможными и невозможными средствами – какими встанут они на отеческие рубежи? Спо- собны ли защитить себя и землю свою? Ответ, думаю, ясен... Бунин, как никто из русских писателей, имел мужество честно и смело писать правду о своём народе: «Буйно, с гулом, с рёвом пылали одновременно земская управа, почта, казначейство, лучшиема- газины... А народ, шальная Русь, как всегда бывает в таких случаях, сошёл с ума от дикарского восторга иот возмож- ности безнаказанно бесчинствовать: разбили винный склад, разбивали вин- ные бочки, пили ковшами, пригоршня- ми, перепились зверски, бесновались, орали, плясали среди этого огненного ада... Одинпьяный, носясь с горящей го- ловнёй в руках, неистово орал: – Жги, поджигай! Пускай всё, всё сго- рит!». «Разговор, начатый мною, опять о рус- ском народе. Какой ужас! В небывалое время не выделил из себя никого, управляется Гоцами, каким-то Керен- ским и т.д... Злой народ! Участвовать в общественной жизни в управлении го- сударством – не могут, не хотят за всю историю!!!». И таких предельно искренних записей у него множество. Но они, повторяю, свидетельства любви, а не ненависти, злопыхательства или ёрничества, чем отличаются сегодняшние «радетели за русский народ». Бунин всем своим творчеством, всем наследием оставил нам великое знание – о России, о народе русском. Он пока- зал нам самих себя такими, какие мы есть без прикрас и злобного искаже- ния. Он «копнул» глубоко, очень глубоко! И увидел слишком многое. А затем, пере- плавив страстно и сильно в своей душе и сердце своём, вернул народу велики- ми произведениями. Таким, как «Жизнь Арсеньева» – пано- рамарусскойжизниXIXвека.Как«Ока- янные дни» – зеркало русской смуты. Как чистейший родник чувств, образов, настроений – свою поэзию, пленитель- ную красоту и тайну которой по силам постичь лишь глубоко русской душе... Потому что в стихах его всё таже Россия, без которой русский человек жить не сможет. Существовать – да, но не жить: За всё Тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали... Ну где, в какой другой литературе про- чтёшь такие по-христиански кроткие строки – о любви к божьему миру? И где, в какой другой литературе найдёшь записи такого накала гнева, негодова- ния, печали, тревоги, каковыми яв- ляются «Окаянные дни»? Только в Рос- сии. Только у Бунина... И всё это мы, Господи! Нужен ли нам будет Иван Бунин в XXI веке? Обязательно! Как нужны будут вся русская литература и великое рус- ское Слово. Ведь без него мы уже не Россия. А творчество Бунина–это наше зерка- ло. И чем чаще мы будем вглядываться в самих себя, тем светлее будет и лик России, нашей Родины. И все беды будут преходящи, доколе в словах и делах мы будем ощущать себя русскими людьми: Звезда дрожит среди вселенной... Чьи руки дивные несут Какой-то влагой драгоценной Столь переполненный сосуд? Звездой пылающей, потиром Земных скорбей, небесных слёз Зачем, о Господи, над миром Ты бытие моё вознёс? Ведь для чего-то создал Творец Рос- сию? Не во зло, а во спасение мира... . Владимир ПЕТРОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz