Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
29 культура П Е Р С О Н А Фото Николая ЧЕРКАСОВА – Кому пришла в голову светлая мысль создать оркестр русских народных ин- струментов в Липецке? – Я пришёл в управление культуры го- рода с идеей создания оркестра. Такие попытки делались и до меня, но они были безуспешными. А мне, может быть, помогло везение или моя настой- чивость. А быть может, я попал в нуж- ное время в нужное место. Я собрал педагогов из всех музыкаль- ных школ города. Мы сыграли первый концерт. Обрадовались – у меня даже газетная заметка об этом концерте со- хранилась – и всё… Денег не дали. Все сидели и плакали. Но через полгода си- туация изменилась. Шесть лет мы были муниципальным коллективом и вот уже седьмой год в статусе государственного. – А что дала смена статуса? – Иногда в работе наступает момент, когда движение вперёд становится не- возможным. Когда я начинаю буксо- вать – начинаю болеть. Я вообще ра- ботаю по пятилеткам. Потом мне нуж- но что-то менять. Так и с оркестром. Ему стало тесно в рамках муниципаль- ного, и я обратился к областным вла- стям. Там меня поддержали… Смена статуса стоила мне операции. Но если не бороться, не стоит и что-либо зате- вать. – А это стоит того? – Конечно! Иначе не могу. Вы посмо- трите на наш оркестр – это же супер- профессионалы! Такое количество про- изведений за сезон не играет ни один народный оркестр в стране. А как мои артисты играют! Например, увертюру Мендельсона «Сон в летнюю ночь» мы осилили за две репетиции. – У каждого оркестра есть «свое лицо». Какое оно у липецкого коллектива? – Все российские крупнейшие специа- листы в области народной музыки от- мечают сбалансированное мягкое зву- чание оркестра. Коллектив считается одним из лучших аккомпанирующих оркестров. Мы работали почти со все- ми ведущими солистами народного жанра. В нынешнем сезоне с нами спо- ёт народная артистка России Анна Лит- виненко. Это будет первый опыт наше- го сотрудничества. – Вы позволяете своим музыкантам «хо- дить на сторону»? – А на что музыканту жить? Основная работа у него в оркестре, а в свободное время он может делать всё что угодно. – Что такое для вас оркестр? – Это живой организм. Сложнейший инструмент, посредством которого я выражаю своё понимание музыки. Это не всегда совпадает с мнением музы- кантов. Случаются и конфликты. Но это жизнь. – А коллектив у вас послушный? –В основном– да. Я, конечно, стараюсь своим волевым решением настоять на собственной трактовке. Но …. стою не насмерть. Если кто-то из музыкантов предлагает своё видение – мы пробуем. И выбираем лучшее. Я же не самодур. Хотяиоченьжестоквработе.Мнеочень часто говорят, что от оркестра идёт по- ложительная энергия. То есть у нас кол- лектив единомышленников. – Дирижерская профессия ведь очень субъективная. Вы всегда уверены в себе или вслед за Сократом можете сказать: я знаю, что ничего не знаю? – Я точно знаю, что я не абсолют… – Но ведь за дирижерским пультом без уверенности нельзя?! – Уверенность есть! Но ведь я могу и ошибиться. У меня всегда есть оправ- дание: если мы мою трактовку сыграем хорошо – все скажут: какой шикарный оркестр. А если плохо – виноват буду я. То есть ответственность на мне. Я, ко- нечно, могу ошибиться, но мне этого никто не простит. Идёт постоянная ра- бота над собой. – Вы полностью подчинены работе? Или умеете абстрагироваться? – Это очень сложно сделать. Когда возникают сложно- сти, я еду на дачу, копаю и нахожу решение проблемы. Даже во сне работа не отпу- скает. Вначале были вообще страшные и в то же время комические ситуации: жена просыпается среди ночи, а я дирижи- рую… По натуре я жаворонок, а во вре- мя становления оркестра приходилось работать и ночами. Нагрузки были ко- лоссальные. А теперь, когда у меня всегда два «совместителя» в коллекти- ве, мы репетируем только днём, вече- ром же можно отдохнуть, если нет кон- церта, провести время с семьёй. – Такой ритм жизни предполагает, что ря- дом с вами должен быть только музы- кант… – Конечно. Жена полностью переняла мой образ жизни. Теперь и работает в нашем коллективе, хотя по специаль- ности она музыковед. В оркестре су- пруга стала моим ближайшим помощ- ником, она и библиотекарь, и расписы- вает карикатуры, и играет на клавиш- ных гуслях. Олег ФЕДЯНИН: У меня всегда есть оправдание: если мы мою трактовку сыграем хорошо – все скажут: какой шикарный оркестр. А если плохо – виноват буду я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz