Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
39 культура П Е Р С О Н А том пятнадцать лет работали в област- ном Правлении Союза художников и дружили до самой его смерти. Сейчас я пишу о нём мемуары… И ещё Аба Максович Кор, блестящий профессионал, петербуржец, мой руко- водитель дипломного проекта. Это он научил тонкостям профессии, логиче- скому мышлению, приёмам компози- ционного построения. Тридцать лет спустя, на Всесоюзной выставке аква- релей в Ленинграде в 1987 году, я оты- скал его по телефонной книге, и мы встретились. Мне повезло. Но в творчестве очень важны не только учителя, но и друзья. Так важны для меня разговоры об ис- кусстве и о жизни, которые мы вели с Виленом Дмитриевичем Дворянчи- ковым, Александром Михайловичем Сорочкиным, Виктором Ивановичем Королёвым (его уже нет), Юрием Дмитриевичем Гришко, Михаилом Александровичем Виноградовым. И наши елецкие художники Николай Батанов, мой однофамилец Николай Климов, Павел Михайлович Попов, наш молодой коллега Андрей Дми- триев… Без общения с друзьями твор- ческого человека просто нет. Помню, как поддел меня однажды Со- рочкин: — Твои акварели, Толя, хоть сейчас в Третьяковку: такие они чистенькие, ак- куратненькие… Вот подмахнул так подмахнул! Я стал приглядываться к своим работам: ведь и правда… А дальше-то что? И в итоге пересмотрел стереотипные взгляды на искусство акварелиста, потому что ак- варель — она только с виду нежная. На самом деле она — капризная дама, и надо доказать ей свою власть. И тогда она становится самой благодарной! Кистью и словом Окончив училище в 1957 году, Анато- лий Александрович остался в Ельце, женился, преподавал в училище, в шко- ле рабочей молодежи. В 1968 году был принят в члены Союза художников СССР. Работал в художественных ма- стерских Союза художников. Когда шестнадцать лет назад открылось худо- жественное отделение училища ис- кусств, был приглашен сюда. Климов участвовал во многих зональных, реги- ональных и республиканских выстав- ках. И сейчас в Липецке экспонируются его работы. Когда на родине художни- ка, в Волово, энтузиасты открывали ху- дожественную галерею, то списались с Климовым и попросили предоставить для неё свои работы. Анатолий Алек- сандрович работы-то подарил, но ко всему ещё и убедил своих друзей- художников сделать так, чтобы в рус- ской провинции профессиональное ис- кусство было доступно не только одному-двум коллекционерам. …Студентки, у которых я надолго «по- хитила» ихмастера, в нетерпении. «По- ругайте нас, Анатолий Александро- вич», —просит одна. У всех девчат одно задание: драпировка, кувшин, яблоко. Влажные листы бумаги с натюрморта- ми — один другого лучше, хоть сейчас под стекло и на стенку! Но над постиже- нием тайн акварели первокурсницам предстоит корпеть весь год. Климов не ругает. Просто показывает. Вот ошибки формы: крутобокий кув- шин на одной из работ выглядит узким, яблоко словно наклеено сверху. Ошиб- ки колорита: этот цвет должен быть те- плее, а цвет стола — холоднее. «Смотри на натуру. Разве ты не видишь?». В какой-то момент я, кажется, тоже начи- наю видеть: у мягких складок ткани на рисунке жёсткая, деревянная фактура, да и нарисованное яблоко «провалива- ется» сквозь стол. Оказывается, работа художника и журналиста в чём-то по- хожа. И тому, и другому надо научиться передавать реальный мир, интерпрети- руя его, но не искажая. Чтобы научиться хорошо писать, надо сначала научиться хорошо читать. Это о журналистах, пишущей братии. «А у художников секрет какой? — допыты- ваюсь у Климова. — Чтобы хорошо пи- сать картины, надо… Что?». А в ответ: —Надо всё время об этомдумать. Спать укладываться с мыслью: завтра я возь- му кисть и сделаю этот мазок! —Знаете, когда я вижу эти яркие журна- лы в руках у моих девчонок-студенток… С рекламой помады и прочими блестка- ми…Вы знаете, мне ихжалко, —продол- жает Климов. — Желание роскошно жить делает человека несчастным. Не хотел бы поменяться с ними. Молодые художники, которые уезжают вбольшие города с надеждой на заказы с Рублёвки, не вернутся в Елец. А в столице часто бывает такое: большойхудожнику сред- ненького кисти моет… Хотелось ли мне уехать? Никогда. Даже искушения не было. Сейчас скажу почему. Когда Вик- тор Сорокин заканчивал престижней- ший Суриковский институт, его, как не вписывающегося в формат «придвор- ного» художника (а в советское время успешным художником был, прежде всего, идеологом), направили в провин- цию. Сам Иогансон сказал: «Елец – го- род древний, там ты найдёшь что пи- сать». Он оказался прав. Виктор Семё- новичприехаливлюбилсянавсюжизнь. Идо последних своих дней возвращался в Елец, не мог без него. * * * А картину ту — с мальчишкой, сомлев- шим от радости встречи с отцом, и пор- треты светлых, хороших людей, помо- гавших преодолеть ему тяготы жизни, — Анатолий Александрович всё-таки написал. Не кистью, а устным словом, в нашей беседе. И эта картина теперь ваша. . Елена БАТАШОВА г. Елец
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz