Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

38 культура П Е Р С О Н А циалистов по защите леса. Наплыв аби- туриентов был большой: 4 – 5 человек на место. Анатолий отлично сдавал эк- замены. — Перед очередным экзаменом хожу я по коридору техникума, читаю: «сугли- нок, чернозём, еловые корни»… На- столькомне всё это неинтересно!.. Надо было срочно получить «единицу» по истории. И я… нахамил. Когда экзаме- натор попросил меня назвать фамилию тогдашнего министра лесного хозяй- ства, я ответил: «Почём я знаю? Мини- стров много, а я один». «Вон отсюда!» — закричал он в ответ. Я не вышел, а вылетел, окрылённый своей свободой. И каково же было моё удивление, когда вывесили списки при- нятых, и в них было… моё имя. Делать нечего, пошел к директору: —Не хочу у вас учиться. —Почему? У нас плохо? — У вас хорошо. Но… у вас… стипендия маленькая! Директор— седой, важный— улыбнул- ся, видимо, раскусив, что дело не в этом. — Так кем же ты хочешь быть? — Я художником хочу… — Выдайте ему документы. В тот же вечер Анатолий уехал домой по узкоколейке. (Это такой маленький поезд-тихоход. С него можно спрыг- нуть, нарвать цветов, снова догнать. Лес, туман стелется, в ночи гукают совы). Молодой солдатик, провалив- шийся на экзамене, отчитывал Анато- лия: «Зачем же поступал, если учиться не собирался? А я, может, из-за такого, как ты, не прошёл! Эх...». Приехал домой, доложил бабушке: — Буду учиться на художника. Пятеро местных ребят как раз собира- лись в Елец. Один был уже студентом Елецкого художественного училища. Уехали вместе. Климов сдал экзамены, был зачислен и с этого дня навсегда стал ельчанином. Хранители, учителя, друзья Но карьера художника чуть было не за- вершилась в самом начале. Директор училища, едва увидев красные белки глаз худощавого студента, распорядил- ся: «Быстро к доктору! Зрение для ху- дожника — главное!». Исаак Маркович Сапир, елецкий оку- лист… Знаменитость! Когда пациенты из Ельца приезжали в Москву, им гово- рили: «Зачем вы ехали? У вас же там сам Сапир работает!». — Сапир меня посмотрел, написал за- писку директору, в которой подтверж- дал мою профпригодность, а потом по- ложил в стационар. Капли и мази мне мало помогали. Но Исаак Маркович вызвал старшую медсестру и наказал ей: «Видите того парнишку? Съест две порции, давайте две. Съест три — да- вайте три. Это единственное лечение, которое ему сейчас нужно». Впоследствии он постоянно наблюдал молодого художника, а когда отошёл от практики, передал его с рук на руки сво- ей ученице — известному в городе оку- листу Евгении Григорьевне Голицы- ной. А когда Евгения Григорьевна вы- шла на пенсию, то перепоручила паци- ента ИгорюВалентиновичу Конанчуку. Так три поколения елецких врачей хра- нят самое драгоценное, что есть у ху- дожника, — его глаза. — Я Игорю Валентиновичу так и гово- рю: вы имеете полное право ставить свою подпись под моими картинами, — улыбается Анатолий Александрович. Тогда, в 1952 году, лечение оказалось настолько успешным, что после третье- го курса студент Климов был призван в армию. Служить довелось в Германии, в городе Магдебурге. — Нас привезли ночью, в эшелоне. Помню, старинный город, европейские дома, каменнуюмостовую—наши под- кованные сапоги выбивали искры из камней. И то ли от этих искр, то ли от всего облика города осталось ощуще- ние: в этом месте мы чужие, эта земля нас не принимает… Анатолия Александровича оставили служить в управлении дивизии: худож- ники были нарасхват. Позже его пере- вели в гарнизонныйДом офицеров. Од- нажды с другом Климов набрёл на ком- панию студентов местного художе- ственного училища. Те пригласили русских посетить их занятия. Студия, обнажённый натурщик, профессор в белом халате (словно врач!) —всё было непривычно. Профессор распорядил- ся: дайте русским бумагу, карандаши, ластик. Посмотрим, что они могут. — Мой друг, ленинградец, уверенно принялся за дело. Профессор пригля- делся, потрепал его по плечу: «Гут, гут!». А я уже два года не занимался этюдами, навыки подзабылись, — про- должает Климов. «Ты еще будешь учиться?» — спросил немец. «Да, я только на третьемкурсе». –«Тогда при- ходи к нам, занимайся». Жаль, воспользоваться приглашением Анатолию Александровичу не удалось. За самоволку могли строго наказать. Зато первая выставка, в которой уча- ствовал Климов, состоялась там же — за рубежом. За неё были пожалованы Почетная грамота за подписью марша- ла Г. Гречко и наручные часы. —С учителямимне повезло и в Ельце, — продолжаетКлимов.—Вообще, все пре- подаватели училища были сильными. Но трое из них дали мне больше всего. Это Берта Арнольдовна Геллерова, че- ловек трагической судьбы и блестящий мастер. Она преподавала основы рисун- каикомпозиции. Этомойучительидруг Виктор Семёнович Сорокин. Он вёлжи- вопись, и мне посчастливилось учиться у него четыре года. ССорокиныммыпо- Акварели с персональной выставки Анатолия КЛИМОВА. Фоторепродукции Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz