Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

3 2 общество ►с в я т ы н я и с о б о р н а я м о л и т в а в п у т и 26 авгус та вся православная Рус ь всп оминалаТихона Зад онского Е с т ь СРЕДИ ВЕР УЮЩ ИХ КАТЕГОРИЯ, КОТОРАЯ ЛЮБИТ ЕЗДИТЬ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ. М н о г о ТАКИХ, НАПРИМЕР, НАУ к ра и н е . Т е п е рь е щ е е д у т к « п о ю щ е м у д у бу » в З а д о н с к , п о д к о т о ры м , п о п ре д а н и ю , ОТДЫХАЛ САМ СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН З а д о н с к и й . Н о г л а в н а я с в я т ы н я НАШЕГО ПРАВОСЛАВНОГО КРАЯ - МОЩИ святого ЧУДОТВОРЦА. В о з л е н и х п о ВЕРЕ ДАЮТСЯ и с ц е л е н и я , О ЧЕМ ПОВЕСТВУЕТ КНИГА ИЕРОМОНАХА С т е ф а н а «В е л и к и й З а д о н с к и й СВЕТИЛЬНИК». Н ачал новую жизнь возрожда­ ющийся из руин еще один, третий, Богородице-Тихонов- ский (Тюнин) монастырь, здесь же открыта новая ку­ пель на святом источнике, который обу­ строил сам епископ Тихон. Верующие знают эти места духовного притяжения и охотно посещают их. Но главным со­ бытием православного липецкого края является День памяти святителя Тихона Задонского. Поклониться угоднику Бо ­ жиему идут крестные ходы из Воронежа и Ельца. Удивительное это явление - со­ борная молитва в пути... ... Они идут четвертые сутки. Не огля­ дываясь, не отвлекаясь на мирскую суе­ ту, отказываясь от предложенного ме­ ста в машине... Стараясь не обращать внимания на кровяные мозоли... Им нужно пройти без малого сто верст... Из Воронежа в Задонск. Жалоб здесь не услышишь. Дальний звон колоколов слышится им в пути. Они идут «к Тихону». Крестный ход - ко дню Памяти святителя Тихона Задон­ ского. Из Воронежа богомольцы несут икону Митрофана Воронежского. На пятые сутки у стен Богородицкого мона­ стыря произойдет встреча двух святите­ лей, двух праведников и молельников земли русской. В наши новоявленные времена этому шествию лет десять... Крестные ходы - давняя традиция хри­ стианской Руси... Они собирали под образами и просто­ людина, и вельможу, и приходского ба ­ тюшку, и калеку... Все были равны пе­ ред Господом. О крестных ходах мы знаем по картинам Савицкого, Репина. Сохранились редкие фотографии, на которых запечатлено торжество право­ славия. Крестный ход у Чудова мона ­ стыря в Кремле, 1912 год... Крестный ход на Красной площади в честь столе­ тия победы над Наполеоном - участву­ ют тысячи человек... Крестный ход у стен храма Христа Спасителя. За свя­ щенниками идет Государь император с императрицей... Есть фотография кре- стоходцев на паперти Задонского Бого­ родицкого монастыря в начале про ­ шлого века, но неважного качества. Конечно, трудно сравнивать ту Россию с теперешней. Те «хождения за иконой» - с нынешними. Ведь в один только год, 1861-й, год прославления святого Ти­ хона, маленький уездный городишко как-то сумел вместить триста тысяч че­ ловек! Сегодня в этом шествии их всего три ­ ста, готовых к покаянию, - в тысячу раз меньше, хотя дело не в арифметике. Не в ней только... Слишком многое изме­ нилось в России, чтоб в одночасье на­ род стал каяться и меняться. Впрочем, и паломник не тот пошел - он все больше на колесах, да на часы смо­ трит... И все же сходство есть. Оно - в глав­ ном, оно - все в том же соборном плаче: «Господи, помилуй!» Крестный ход как явление русской пра­ вославной жизни всегда живо интересо­ вал писателей, художников, поэтов - уж такая духовная мощь исходила от него... Вот как описывает то древнее, корне­ вое и русское писатель Леонид Зуров в своем очерке «Отчина». Попробуем сравнить... «В осаду для обороны Пскова из Печор­ ской обители вышли чудотворная ико­ на Умиления и старая медная хоругвь. Для присмотра и оберегания святыни были отряжены целовальники и бобы­ ли. По обочинам шли стрельцы с бер­ дышами, конные осматривали путь. Деревня встречала Владычицу на коле­ нях. Кланялись поднятые на руках ико­ ны. Со звонниц торопливо спускали ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz