Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
г и д УВ Л ЕЧЕН И Я 47 П т и ц а СЧАСТЬЯ один с войной, страхом и холодом. Не равные силы. Но жаловаться было не когда да и некому. Всем тяжело прихо дилось. - Тогда ещё печку топили, - рассказы вает Лилия Михайловна. - Чтобы хоть как-то согреться, всех детей отправля ли за углем. До сих пор помню: надева ешь фуфайку, бурки с галошами и пря миком к железной дороге. На улице мо роз, ветер с ног сдувает, а ты идёшь и ведро железное со щипцами тащишь. Потом влезешь на паровоз и давай из полыхающей топки кокс вытаскивать. Мы даже гулять ходили с опущенной головой: уголь высматривали. Вдруг где-нибудь завалялся маленький кусо чек счастья... Зимой - на железную дорогу, летом в поле выходили. Дети работали наравне со взрослыми. Недоедали. Недосыпали. ИН ДИА НКА С КОНФЕТНОЙ ОБЁРТКИ После школы Лилия поступила в тех никум на технолога по переработке плодоовощей. Потом познакомилась с будущим мужем и переехала из Грязей в Липецк. Устроилась штамповщицей на трубный завод. В свободное время занималась любимым делом. Но если раньше Лилия Баранова вышивала на уроках, то теперь - на собраниях. Однако с возрастом увлечение измени лось. К новому ремеслу подтолкнула сама жизнь. - В шестидесятых годах ковры были в дефиците, - рассказывает мастерица.- Однажды соседка пригласила в гости: «Приходи, я тебе кое-что покажу». Я заинтересовалась и пошла. Как откры ла дверь её квартиры, так и ахнула. У них из палок была рама сделана, а на ней - ковёр вышитый... У меня от уви денного даже дыхание перехватило. Пришла домой, ни есть, ни спать не могу: всё о станке думаю. Мужу расска зала. Он подумал-подумал и сделал мне его. Что-то вроде парты получилось. Этот станок до сих пор работает. Нитки и материал я по знакомству в ЦУМе до стала и села наконец за ковёр. Многого тогда не знала. Сама красить материал научилась, да так качественно, что по том даже хлоркой краски отбелить не могла. Сама картины придумывала. Один раз увидела красивую конфетную обёртку и попросила знакомую худож ницу увеличить рисунок. Так появи лась «Индианка». Муж Лилии Михайловны тоже научил ся за станком работать. Вечерами, пока жена «колдовала» над ковром, он читал ей книжки. - Я левша, но иглой работала двумя ру ками. Как одна уставала, другой начи нала. Муж помогал. Больше всего Лилии Михайловне нра- П ОПУГАЙ из СКАЗОЧНОГОЛЕСА И н д и а н к а с к о н фет н о й о б ёр т к и вилось набивать большие ковры. На изготовление одних уходило две-три недели, на другие - больше. Всё зависе ло от вдохновения. А сколько ковров мастерица сотворила, она уже и не со считает: и дарила, и продавала. - Когда дочь замуж выходила, денег на свадьбу не было. Пришлось мне выйти с коврами на рынок. Я когда их рассте лила, вокруг сразу столько народу со бралось. Даже проходившие мимо муж чины останавливались и говорили: «Какая красота!». Вдевяносто четвертом году Лилия Ми хайловна в первый раз пришла в худо жественный отдел Дома профсоюзов, захотелось узнать, сколько стоят её вы- шивки-и ковры. Сотрудники единоглас но ре1пили: работы бесценны. Стех пор она стала постоянным участником раз личных выставок. - Однажды мне делали операцию. И когда дали наркоз, у меня перед глаза ми не что-нибудь, а краски, вышивка поплыла, - смеётся Лилия Михайлов на. - Сегодня я мало работаю. Всё-таки семьдесят восемь лет через месяц. Но если Бог даст, планирую ещё иконы вы шить... • М ари я ЗА ВАЛ И ЛИ НА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz