Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

г и д УВ Л ЕЧЕН И Я 47 П т и ц а СЧАСТЬЯ один с войной, страхом и холодом. Не­ равные силы. Но жаловаться было не­ когда да и некому. Всем тяжело прихо­ дилось. - Тогда ещё печку топили, - рассказы­ вает Лилия Михайловна. - Чтобы хоть как-то согреться, всех детей отправля­ ли за углем. До сих пор помню: надева­ ешь фуфайку, бурки с галошами и пря­ миком к железной дороге. На улице мо­ роз, ветер с ног сдувает, а ты идёшь и ведро железное со щипцами тащишь. Потом влезешь на паровоз и давай из полыхающей топки кокс вытаскивать. Мы даже гулять ходили с опущенной головой: уголь высматривали. Вдруг где-нибудь завалялся маленький кусо­ чек счастья... Зимой - на железную дорогу, летом в поле выходили. Дети работали наравне со взрослыми. Недоедали. Недосыпали. ИН ДИА НКА С КОНФЕТНОЙ ОБЁРТКИ После школы Лилия поступила в тех­ никум на технолога по переработке плодоовощей. Потом познакомилась с будущим мужем и переехала из Грязей в Липецк. Устроилась штамповщицей на трубный завод. В свободное время занималась любимым делом. Но если раньше Лилия Баранова вышивала на уроках, то теперь - на собраниях. Однако с возрастом увлечение измени­ лось. К новому ремеслу подтолкнула сама жизнь. - В шестидесятых годах ковры были в дефиците, - рассказывает мастерица.- Однажды соседка пригласила в гости: «Приходи, я тебе кое-что покажу». Я заинтересовалась и пошла. Как откры­ ла дверь её квартиры, так и ахнула. У них из палок была рама сделана, а на ней - ковёр вышитый... У меня от уви­ денного даже дыхание перехватило. Пришла домой, ни есть, ни спать не могу: всё о станке думаю. Мужу расска­ зала. Он подумал-подумал и сделал мне его. Что-то вроде парты получилось. Этот станок до сих пор работает. Нитки и материал я по знакомству в ЦУМе до­ стала и села наконец за ковёр. Многого тогда не знала. Сама красить материал научилась, да так качественно, что по­ том даже хлоркой краски отбелить не могла. Сама картины придумывала. Один раз увидела красивую конфетную обёртку и попросила знакомую худож­ ницу увеличить рисунок. Так появи­ лась «Индианка». Муж Лилии Михайловны тоже научил­ ся за станком работать. Вечерами, пока жена «колдовала» над ковром, он читал ей книжки. - Я левша, но иглой работала двумя ру­ ками. Как одна уставала, другой начи­ нала. Муж помогал. Больше всего Лилии Михайловне нра- П ОПУГАЙ из СКАЗОЧНОГОЛЕСА И н д и а н к а с к о н фет н о й о б ёр т к и вилось набивать большие ковры. На изготовление одних уходило две-три недели, на другие - больше. Всё зависе­ ло от вдохновения. А сколько ковров мастерица сотворила, она уже и не со­ считает: и дарила, и продавала. - Когда дочь замуж выходила, денег на свадьбу не было. Пришлось мне выйти с коврами на рынок. Я когда их рассте­ лила, вокруг сразу столько народу со­ бралось. Даже проходившие мимо муж­ чины останавливались и говорили: «Какая красота!». Вдевяносто четвертом году Лилия Ми­ хайловна в первый раз пришла в худо­ жественный отдел Дома профсоюзов, захотелось узнать, сколько стоят её вы- шивки-и ковры. Сотрудники единоглас­ но ре1пили: работы бесценны. Стех пор она стала постоянным участником раз ­ личных выставок. - Однажды мне делали операцию. И когда дали наркоз, у меня перед глаза­ ми не что-нибудь, а краски, вышивка поплыла, - смеётся Лилия Михайлов­ на. - Сегодня я мало работаю. Всё-таки семьдесят восемь лет через месяц. Но если Бог даст, планирую ещё иконы вы­ шить... • М ари я ЗА ВАЛ И ЛИ НА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz