Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)
в л а с т ь О БРАЗ ОВАНИЕ 15 ^ ^ д д ерж к у лидеров как среди педаго- ^ т о в , так и среди образовательных учреждений. В нашей области лидеров очень много. Есть, конечно, определен ное волнение. Ведь нам, управленцам, предстоит серьёзная работа по внедре нию новых принципов финансирова ния. А учителю, который каждый день входит в класс и хорошо делает своё дело, волноваться не стоит. Он от этих изменений только выиграет. - Е сли мыуже затронули такую тему, как новая система оплаты труда педагогов отразится на жизни самой школы? - Прежде всего, произойдёт оптимиза ция штатных расписаний. Проще гово ря, работников в системе образования станет меньше... Н а п р о т я ж е н и и т ы с я ч е л е т и й г л а в н ы й ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - ЭТО ПРИМЕР - Ох уж зто пугающее слово «оптимиза ция»! - Это реальность, которую не надо бо яться. Сегодня в наши школы пришло на несколько тысяч учащихся меньше, чем в прошлые годы. Поэтому логично, что и число учителей и обслуживающе го персонала в школе уменьшается. Это касается и учреждений профессио нального образования. Сегодня мы говорим так: само образо вательное учреждение должно опреде лить - получать больше или меньше. По-моему, выбор очевиден. Но для того чтобы получать больше, надо по смотреть, сколько денег придёт в учреждение (а поступают они теперь в расчёте на одного учащегося), и, гово ря примитивно, разделить их на рабо тающих. Безусловно, при этом не долж но страдать качество образования. И отраслевая система оплаты труда пред усматривает так называемую «вилку» в окладе - разница в несколько сотен ру блей. И педагогический коллектив, и руководитель учреждения должны определить, какой оклад и кому устано вить. Самая главная опасность здесь - не встать на путь уравниловки. Но мы надеемся на принципиальность насто ящих педагогов. Можно даже сказать, что переход на отраслевую систему оплаты труда станет лакмусовой бу мажкой на моральную зрелость кол лектива. Скорее всего, весь новый учеб ный год уйдет на то, чтобы приспосо биться к новым принципам организа ции работы, в том числе и к новой системе оплаты труда. - Нынешний год для школы непростой - началось так называемое «подушевое» финансирование, к которому и в обще стве, и в педагогической среде отноше ние неоднозначное... - Благодаря принципиальной позиции главы администрации Липецкой обла сти Олега Петровича Королёва у нас принят очень взвешенный закон. Мы сделали трёхлетний льготный режим для наших сельских школ. В Липецкой области сто двадцать малокомплект ных школ, которые будут финансиро ваться по фактической наполняемости классов. Наша задача в том, чтобы шко лы, не соответствующие современным требованиям, постепенно ” ушли из системы образова ния. Не секрет, что некоторые малокомплектные школы не оправдывают тех колоссаль ных затрат, которые на них идут. Ино гда ситуация складывается так, что един ственного ученика в классе учит целая группа педагогов, но это индивидуаль ное, по сути, образование не даёт хоро ших результатов. И проигрывают здесь все. Ученики, которые не получают ка чественного образования. Родители, ко торые не могут устроить своего ребёнка в приличный вуз, потому что ему эле ментарно не хватает знаний. Учителя, которые не могут повышать свой про фессиональный уровень, работая в та ких условиях. Особо подчеркну: коли чество начальных школ будет макси мально сохранено. Поэтому я считаю , что принцип нормативно-подушевого фи нансирования, который сей час реализуется, абсолютно справедливый. По этому пути сегодня идут все мировые системы об разования. Другое дело, что за всю историю России учитель никогда не был высоко оплачиваемым работником. Хотелось, чтобы в XXI веке эта несправедливость была ликвидирована. Надеемся, что и отраслевая система оплаты труда, и нормативно-подушевое финансирова ние помимо главной задачи - повыше ния качества образования поднимут престиж профессии. Это очень важно. - А помимо материальных, существуют ли другие способы повышения статуса учительской профессии? - Безусловно, здесь велика роль мораль ного фактора. Но надо учитывать, что учитель - это массовая профессия, и среди педагогов есть как лидеры, так и отстающие. А оценивают нашу работу не по лучшим, а по худшим представи телям учительской профессии. Новая система оплаты труда направлена на то, чтобы аутсайдеров в нашем деле стало меньше. Но ещё раз подчеркну, что здесь очень важны моральные стимулы. И до брое слово в адрес учителя, и уважение к его труду всегда нужны каждому педа гогу. Однако тот учительский образ, ко торый сегодня существует, например, в кинематографе, - не всегда однозначен. Я не говорю, что всех учителей нужно красить белой краской. Речь о другом - образ учителя должен культивировать ся. Снашими внутренними проблемами мы справимся сами - учительское сооб щество, как живой организм, способно избавится от негативных элементов. Ещё одним стимулом, способным при влечь в профессию высококлассные ка дры, является жильё. Это в первую оче редь касается сельских педагогов. Кста ти, сельский учитель у нас получает двадцатипятипроцентную надбавку к заработной плате. Это позволяет нам сегодня сохранить хороший кадровый потенциал на селе. Но в первую оче редь престиж профессии зависит от са мих учителей. Нужно постараться быть настоящими образцами поведения в жизни, и тогда проблем в профессии будет меньше. На протяжении тысяче летий главный педагогический метод - это пример. М ож но ЛЕГКО СПРОГНОЗИРОВАТЬ НАШЕ ЗАВТРА, ИСХОДЯ ИЗ ТЕХ ПРОГРАММ, ПО КОТОРЫМ, НАПРИМЕР, СЕГОДНЯ УЧАТСЯ ПЕРВОКЛАШКИ - Каким будет год для преподавателей высшей школы? - Вузы тоже с 1 декабря переходят на отраслевую систему оплаты труда. Смысл тот же - поддержать лидеров. А в следующем году университеты и инсти туты начнут работать по двухуровневой системе обучения: там появятся бака лавриат и магистратура. Уже сейчас идёт подготовка к этому событию. И са мое главное: с нынешнего года научная деятельность педагогов высшей школы снова выходит на передний план. Сей час основную часть заработной платы они получают через преподавание - от сюда работа параллельно в нескольких
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz