Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2008 г. (г. Липецк)

в л а с т ь О БРАЗ ОВАНИЕ 15 ^ ^ д д ерж к у лидеров как среди педаго- ^ т о в , так и среди образовательных учреждений. В нашей области лидеров очень много. Есть, конечно, определен­ ное волнение. Ведь нам, управленцам, предстоит серьёзная работа по внедре­ нию новых принципов финансирова­ ния. А учителю, который каждый день входит в класс и хорошо делает своё дело, волноваться не стоит. Он от этих изменений только выиграет. - Е сли мыуже затронули такую тему, как новая система оплаты труда педагогов отразится на жизни самой школы? - Прежде всего, произойдёт оптимиза­ ция штатных расписаний. Проще гово­ ря, работников в системе образования станет меньше... Н а п р о т я ж е н и и т ы с я ч е л е т и й г л а в н ы й ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - ЭТО ПРИМЕР - Ох уж зто пугающее слово «оптимиза­ ция»! - Это реальность, которую не надо бо­ яться. Сегодня в наши школы пришло на несколько тысяч учащихся меньше, чем в прошлые годы. Поэтому логично, что и число учителей и обслуживающе­ го персонала в школе уменьшается. Это касается и учреждений профессио­ нального образования. Сегодня мы говорим так: само образо­ вательное учреждение должно опреде­ лить - получать больше или меньше. По-моему, выбор очевиден. Но для того чтобы получать больше, надо по­ смотреть, сколько денег придёт в учреждение (а поступают они теперь в расчёте на одного учащегося), и, гово­ ря примитивно, разделить их на рабо­ тающих. Безусловно, при этом не долж­ но страдать качество образования. И отраслевая система оплаты труда пред­ усматривает так называемую «вилку» в окладе - разница в несколько сотен ру­ блей. И педагогический коллектив, и руководитель учреждения должны определить, какой оклад и кому устано­ вить. Самая главная опасность здесь - не встать на путь уравниловки. Но мы надеемся на принципиальность насто­ ящих педагогов. Можно даже сказать, что переход на отраслевую систему оплаты труда станет лакмусовой бу­ мажкой на моральную зрелость кол­ лектива. Скорее всего, весь новый учеб­ ный год уйдет на то, чтобы приспосо­ биться к новым принципам организа­ ции работы, в том числе и к новой системе оплаты труда. - Нынешний год для школы непростой - началось так называемое «подушевое» финансирование, к которому и в обще­ стве, и в педагогической среде отноше­ ние неоднозначное... - Благодаря принципиальной позиции главы администрации Липецкой обла­ сти Олега Петровича Королёва у нас принят очень взвешенный закон. Мы сделали трёхлетний льготный режим для наших сельских школ. В Липецкой области сто двадцать малокомплект­ ных школ, которые будут финансиро­ ваться по фактической наполняемости классов. Наша задача в том, чтобы шко­ лы, не соответствующие современным требованиям, постепенно ” ушли из системы образова­ ния. Не секрет, что некоторые малокомплектные школы не оправдывают тех колоссаль­ ных затрат, которые на них идут. Ино­ гда ситуация складывается так, что един­ ственного ученика в классе учит целая группа педагогов, но это индивидуаль­ ное, по сути, образование не даёт хоро­ ших результатов. И проигрывают здесь все. Ученики, которые не получают ка­ чественного образования. Родители, ко­ торые не могут устроить своего ребёнка в приличный вуз, потому что ему эле­ ментарно не хватает знаний. Учителя, которые не могут повышать свой про­ фессиональный уровень, работая в та­ ких условиях. Особо подчеркну: коли­ чество начальных школ будет макси­ мально сохранено. Поэтому я считаю , что принцип нормативно-подушевого фи­ нансирования, который сей­ час реализуется, абсолютно справедливый. По этому пути сегодня идут все мировые системы об­ разования. Другое дело, что за всю историю России учитель никогда не был высоко ­ оплачиваемым работником. Хотелось, чтобы в XXI веке эта несправедливость была ликвидирована. Надеемся, что и отраслевая система оплаты труда, и нормативно-подушевое финансирова­ ние помимо главной задачи - повыше­ ния качества образования поднимут престиж профессии. Это очень важно. - А помимо материальных, существуют ли другие способы повышения статуса учительской профессии? - Безусловно, здесь велика роль мораль­ ного фактора. Но надо учитывать, что учитель - это массовая профессия, и среди педагогов есть как лидеры, так и отстающие. А оценивают нашу работу не по лучшим, а по худшим представи­ телям учительской профессии. Новая система оплаты труда направлена на то, чтобы аутсайдеров в нашем деле стало меньше. Но ещё раз подчеркну, что здесь очень важны моральные стимулы. И до­ брое слово в адрес учителя, и уважение к его труду всегда нужны каждому педа­ гогу. Однако тот учительский образ, ко­ торый сегодня существует, например, в кинематографе, - не всегда однозначен. Я не говорю, что всех учителей нужно красить белой краской. Речь о другом - образ учителя должен культивировать­ ся. Снашими внутренними проблемами мы справимся сами - учительское сооб­ щество, как живой организм, способно избавится от негативных элементов. Ещё одним стимулом, способным при­ влечь в профессию высококлассные ка­ дры, является жильё. Это в первую оче­ редь касается сельских педагогов. Кста­ ти, сельский учитель у нас получает двадцатипятипроцентную надбавку к заработной плате. Это позволяет нам сегодня сохранить хороший кадровый потенциал на селе. Но в первую оче­ редь престиж профессии зависит от са­ мих учителей. Нужно постараться быть настоящими образцами поведения в жизни, и тогда проблем в профессии будет меньше. На протяжении тысяче­ летий главный педагогический метод - это пример. М ож но ЛЕГКО СПРОГНОЗИРОВАТЬ НАШЕ ЗАВТРА, ИСХОДЯ ИЗ ТЕХ ПРОГРАММ, ПО КОТОРЫМ, НАПРИМЕР, СЕГОДНЯ УЧАТСЯ ПЕРВОКЛАШКИ - Каким будет год для преподавателей высшей школы? - Вузы тоже с 1 декабря переходят на отраслевую систему оплаты труда. Смысл тот же - поддержать лидеров. А в следующем году университеты и инсти­ туты начнут работать по двухуровневой системе обучения: там появятся бака­ лавриат и магистратура. Уже сейчас идёт подготовка к этому событию. И са­ мое главное: с нынешнего года научная деятельность педагогов высшей школы снова выходит на передний план. Сей­ час основную часть заработной платы они получают через преподавание - от­ сюда работа параллельно в нескольких

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz